Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кожурина Людмила

Отбор детей в школу: почему так быстро находятся аргументы «за»?

Отбор детей в школы Игорь Реморенко, замминистра образования и науки, назвал «сюжетом, который требует регламентации». Он призвал профессиональное сообщество продумать те нормы порядка приема детей, которые нужны людям, чтобы их утвердить.


Как ни странно, позиция «сортировать детей – стыдно; отбирать у ребенка шанс – нечестно» не нашла широкого отклика в среде педагогов-профессионалов. Любопытны обоснования.
Первое: жизнь так устроена, нас всех и всюду отбирают, конкуренцию не обойти, пусть привыкают. Конкуренция – условие развития. Но рассуждать так – пренебрегать природой детства, переносить «наработки» взрослой, зрелой, ответственной жизни на детей. Настораживает и легкость, с которой употребляются слова «школа-гетто», «апартеид».
Второе. Всех всему все равно не научишь. А чтобы максимально эффективно выучить достойных, нужны хорошие учителя, которые любят учить именно мотивированных детей. Так что отбор детей – это возможность привлечения в школу сильных педагогов хорошими условиями труда. Но подумаем: то немотивированное большинство детей, которое в школьные годы было лишено встречи с мотивированным интересным учителем, и впредь будет тем, чем было, – балластом. И после школы им уж точно не поможешь. А жить они будут рядом.
Третье. Как это – школа, педагог не могут выбрать себе учеников? Они же столько труда вложили, чтобы быть хорошими, престижными, продвинутыми! А награда – кто попало, с улицы? Но тут уже в пору ставить вопрос о профессиональной этике: вместо нее развилась непомерная гордыня. Если вы не балет, не спорт, не музыка, не физмат, не ВХУТЕМАС, а государственная общеобразовательная школа – учите!
Четвертое. Отбор – эффективный стимул стремиться, преодолевать. Ребенок имеет цель, работает на нее, как следствие – больше ценит предоставленные возможности. Тут надо привести некоторые данные. Во-первых, лишь 7% из нас чувствуют себя комфортно в конкурентной среде. Во-вторых, не факт, что, пробившись по конкурсу в престижную гимназию, ребенок обретет там нечто прекрасное, уровень знаний хотя бы: 40% гимназий страны в 2012 году показали результаты ЕГЭ ниже, чем обычные школы.
Очевидно: в массовом обиходе отбор детей – это обеспечение покоя и благополучия учебного заведения. Отбор детей не должен становиться правовой нормой для государственных общеобразовательных школ.