ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПРИНЯТ". ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Дашковская Ольга, Павлов Сергей
Расширяет ли закон права потребителей образовательных услуг?
29 декабря 2012 года президент, как известно, подписал Закон
«Об образовании в Российской Федерации» – закон существует, изучается,
обсуждается. Мы беседуем с Сергеем Павловым, председателем комитета
Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ)*.
– Много говорилось о том, что закон расширяет права потребителей
образовательных услуг. Вы согласны?
– В целом закон инновационный, поскольку он учитывает
изменения в образовании, связанные с появлением новых информационных
технологий, развитием на их основе электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий. Введено определение сетевого взаимодействия
школ, вузов и иных, в т.ч. иностранных, организаций при реализации
образовательных программ. Все это увеличивает возможности получения
образования независимо от возраста и места проживания.
В ст. 34 в числе основных прав обучающихся предусмотрено создание
условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и
состояния здоровья учащихся; получение бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции, обучение по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение; участие в формировании
учащимся содержания своего профессионального образования, выбор
факультативных и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей).
– Еще одно актуальное
нововведение: ст. 94 устанавливает понятие «педагогическая экспертиза в
отношении проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов
обучения и воспитания». Как вы оцениваете его?
– С одной стороны, это шаг вперед, но с другой – в законе
оговаривается, что порядок проведения педагогической экспертизы и
привлечение специалистов для этих целей устанавливается Правительством
Российской Федерации. Иными словами, полномочия гражданского общества
будут реализованы не в полной мере, поскольку правила игры будут
задаваться органами исполнительной власти.
Пока еще закон отдает на откуп чиновникам, в том числе федеральных
органов власти (Минобрнауки, Рособрнадзору), большое количество
вопросов: например, установление требований к лицензированию,
аккредитации, правила отчисления, но совсем мало говорится о том, что в
этих процессах должны принимать участие широкий круг общественности,
особенно образовательной, и в обязательном порядке – работодатели.
– 2012 год был отмечен
процессами реорганизации – объединялись школы и детские сады в Москве,
в масштабах страны – вузы. Это вызвало волну недовольства и даже
протестов со стороны общественности. Но предоставляет ли закон право
общественности участвовать в решении подобных вопросов?
– С одной стороны, в ст. 22 предусмотрено, что принятие
решения о создании, реорганизации, ликвидации образовательных
организаций федеральным, региональным или муниципальным органом власти
допускается только на основании положительного заключения комиссии по
оценке последствий такого решения. Однако порядок проведения этой
оценки, равно как и порядок создания такой комиссии, устанавливается
исполнительным органом власти соответствующего уровня. То есть опять мы
сталкиваемся с недоверием к институтам гражданского общества и пытаемся
сделать их подотчетными чиновникам.
– Депутаты Госдумы, которые
выступали оппонентами закона в период его рассмотрения, продолжают
критиковать целый ряд норм, называя их опасными. Например, из нового
закона исчезло положение о том, что родительская плата за детский сад
не должна составлять более 20% для обычной семьи и более 10% – для
многодетной. Теперь все решает учредитель, а ему ничто не мешает
устанавливать повышенные тарифы.
– Конечно, отмена ограничений в какой-то степени
настораживает. Но учредитель не сможет резко поднять оплату по двум
основным причинам. Во-первых, потому, что в ст. 65 закона четко
оговаривается, что в родительскую плату не включается стоимость
образовательных услуг и содержание зданий. Также устанавливается, что
за детей-инвалидов и детей-сирот родительская плата вообще не
взимается. Кроме того, в целях материальной поддержки родителям, чьи
дети посещают ДОУ, выплачивается компенсация в размере не менее 20% (от
родительской платы) за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за
третьего и последующих. Во-вторых, управляющие советы, которые сегодня
активно создаются не только в школах, но и в детских садах, как раз и
призваны контролировать такие вопросы, как размер родительской платы.
– Также смущает
довольно расплывчатая формулировка о том, что «гарантируется бесплатное
дополнительное образование в пределах основной образовательной
программы», но не сказано, какая конкретно доля приходится на кружки и
секции.
– Это соотношение регулируется ФГОС. В законе в ст. 2 п. 14
дополнительное образование раскрывается как вид образования, который
направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом,
профессиональном совершенствовании. И в данном контексте
соответствующие статьи и положения, отраженные во ФГОС, гласят о том,
что основная образовательная программа содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательного процесса, включая
дополнительное образование. К примеру, для начального общего
образования на эти занятия должно отводиться не менее 20% от общего
объема обязательной образовательной программы, для основного общего
образования – 30%, для среднего (полного) общего образования – не менее
1/3. И что немаловажно, подобные учебные планы образовательное
учреждение разрабатывает самостоятельно, с привлечением органов
школьного самоуправления.
– Из нового закона исключено
действующее сейчас положение о запрете на приватизацию государственных
и муниципальных образовательных учреждений. Не создаст ли это почву для
произвола?
– В данном случае я разделяю опасения. В частности,
многочисленные реорганизации ОУ, которые сегодня осуществляются под
благородным лозунгом повышения качества образования, имеют зачастую
коррупционную составляющую: руководители вновь созданных комплексов
порой нацелены на использование дополнительных площадей в коммерческих
целях (сдачу в аренду, субаренду и даже их перепрофилирование и
продажу). У нас еще в пору действия прежнего закона было немало таких
случаев, а сейчас, боюсь, их число увеличится.
– Много говорят
о расхождении между Законом «Об образовании в РФ» и Основным Законом
страны, Конституцией. Есть ли основания так думать, какие?
– Основания дает статья 87, фактически закрепляющая
обязательное изучение в школе «Основ религиозных культур и светской
этики». По нашему мнению, ст. 87 нарушает принцип светскости
образования, зафиксированный в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой:
во-первых, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Во-вторых, религиозные объединения отделены от государства.
Также ст. 87 Закона «Об образовании в РФ» противоречит положениям ст. 3
того же Закона, где устанавливается светский характер образования.
Кроме того, п. 3 и п. 12 статьи 87 ставят светское образование в
зависимость от религиозных организаций, получающих право на
вмешательство в учебный процесс за счет проведения общественной
аккредитации преподавателей духовно-нравственных дисциплин и экспертизы
программ этих курсов.
Между тем согласование содержания образовательных программ с
религиозными организациями противоречит п. 2 статьи 28 закона, которая
гласит: «Образовательные организации свободны в определении содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения
и образовательных технологий по реализуемым ими основным
образовательным программам в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов».
– Как можно исправить
ситуацию и восстановить принцип светскости образования, гарантированный
Конституцией?
– У тех, кто недоволен ст. 87, есть перспективы оспорить ее в
Конституционном суде. По моим наблюдениям, число противников этой нормы
больше, чем ее сторонников. Что же касается других изменений (не
имеющих отношения к основному закону), то с ними придется подождать.
Закон и принимался для того, чтобы какое-то время он оставался
неизменным. Нивелировать какие-то острые углы можно будет с помощью
определенных нормативных правовых актов: приказов Минобрнауки или
Постановлений Правительства РФ, региональных законов.
* ОЗППОУ создано в июле 1998 года с целью защиты прав
потребителей в области образования и оказания юридической помощи в
разрешении конфликтных ситуаций.
В ОЗППОУ за помощью ежегодно обращаются более ста тысяч граждан. По
статистике свыше 90% конфликтных ситуаций после вмешательства ОЗППОУ
разрешается в досудебном порядке.