Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

С 2006 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводит регулярные опросы учителей в рамках крупного научного проекта «Мониторинг экономики образования». Исследование позволило выявить некоторые примечательные тенденции. Как отмечают преподаватели кафедры экономической социологии ВШЭ Я.Рощина и Т.Филиппова в статье «Профессиональная практика учителей государственных и частных школ: цифры и факты» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2012 год), в последнее время учителя школ, по их собст­венной оценке, стали чаще зани­маться исследовательской работой. В основном в рамках индивидуальных или коллективных школьных проектов (в 2007 году – 34 % педагогов, в 2011 – 43%).
Правда, научная и методическая работа учителей пока еще малорезуль­тативна: 61% респондентов признали, что у них нет собственных публикаций в прессе, они не выступают на конференциях. Лишь 11 % опрошенных публикуются в научных журналах. Но еще несколько лет назад доля респондентов, имеющих подобные публикации, была в полтора раза (!) меньше.
Еще одна тенденция: рост интереса к повышению квалификации в области новых образовательных методик, иностранных языков, компьютерных программ. Так, если в 2007 году хорошо и очень хо­рошо пользоваться компьютерными программами умели, по их собственной оценке, 31% учителей, то в 2011 году – уже 64%.

У значительной части педагогов проявляется стремление повышать квалификацию без отрыва от работы. Лишь немногих учителей привлекают такие формы, как участие в выезд­ных школах, стажировках, программах научного обмена, обучение по магистерским программам. Одна из причин отсутствия этого запроса названа в другой публикации этого же журнала – в статье Е.Руднева «Организационные и неформальные способы профессионального развития руководства и персонала». По наблюдениям автора, повышение квалификации работниками образования зачастую рассма­тривается «как формальная процедура, не влеку­щая за собой существенных изменений в их работе, не оказывающая существенного влияния на результаты труда». Однако в условиях подушевого финансирования отношение к постдипломному образованию педагогов начнет меняться, считает эксперт. Это касается в том числе и установок самих специалистов ИПК. Ситуация будет подталкивать их к внедрению новых методик и интерактивных форм повышения квалификации, например, к работе в формате коучинга. Автор полагает, что можно прогнозировать «если не отказ от предметоцентрированного подхода к организации повышения квалификации, то появление некоторой ниши – эксклюзив­ного обучения, ориентированного на персо­нальный запрос, на «корпоративные» программы работы с отдельными коллек­тивами».


В эпоху бурного развития информационных технологий педагогу просто необходимо учиться пользоваться сервисами, обеспечивающими коммуникацию в интернет-среде. Одним из наиболее популярных является блог, или онлайн-дневник. О том, как сделать первые шаги на пути к созданию и использованию блогов, рассказывается в статье И.Табарчук «Образовательный блог: понятие, особенности, виды. Создание блога учителя-предметника» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 12 за 2012 год).
Автор начинает с разговора о том, что такое блог, чем он может быть полезен учителю и что делает блог универсальным средством коммуникации, которое можно применять для самых различных целей: информирования о школьных событиях и мероприятиях, организации внеклассной работы, ведения дискуссий, привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе, реализации совместных детско-взрослых проектов…
Вторая часть публикации посвящена представлению алгоритма создания собственного блога, который состоит из нескольких шагов: определения структуры онлайн-дневника, выбора блог-платформы – специального сервиса для размещения блогов, создания своего аккаунта – учетной записи непосредственно для создания блога.
Каждый шаг в статье прописан очень подробно, с размещением ссылок на ресурсы, которые могут понадобиться в процессе работы. Например, в качестве блог-платформы автор рассматривает возможность использования четырех бесплатных служб: www.blogger.com, www.livejournal.com, www.blog.meta.ua, www.blogs.mail.ru.