Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Рудольф Дрейкурс, Вики Золц
Манифест счастливого детства
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011


Дрейкурс, известный американский психолог, обращается к родителям, готовым признать: «Наши дети ведут себя вызывающе, и мы беспомощны пред ними». Они прикладывают массу усилий, но ситуация все ухудшается. Книжка рассказывает, как «родителям и детям научиться уважать друг друга, наслаждаться общением... соучаствовать в жизни друг друга» и, самое главное, научиться выражать любовь, не раня своего ребенка. «Ведь ни родители, ни дети не тираны и не деспоты, и каждому необходимо лишь научиться ободрять и поощрять друг друга».
Для начала хорошо бы научиться понимать, почему ребенок ведет себя как мучитель взрослых. Он, кстати, и сам зачастую не знает. Причины могут быть разные. Ребенок или привлекает к себе внимание родителей, или борется за власть над остальными членами семьи, или бе­зобразничает в отместку, или увиливает от обязанностей. Но в любом случае модель поведения спровоцирована взрослыми. Здесь нет общих рецептов, значение имеет все: количество братьев и сестер, старший ребенок или младший, его врожденные способности. Но некоторые закономерности все же есть. Например, такое наблюдение: «В семье из четырех детей второй и четвертый часто формируют альянс». Все выводы сопровождаются внушающими доверие примерами.
Так же подробно и убедительно показано, как мы невольно провоцируем капризы и агрессию самыми мелкими бытовыми действиями, замечаниями, наказанием. Уверенные в своей правоте, мы поощряем ложные цели ребенка. Для выхода из этого порочного круга предлагается несколько принципов — опять же с иллюстрациями. В их числе строгость без подавления, возможность наблюдать естественные последствия, уважение, упорядоченность жизни, соблюдение меры во всем... Собственно говоря, в подзаголовке книги так и написано: основные идеи разумного воспитания.

И.В.Павлов
Общение с ребенком: тренинг взаимодействия
СПб.: Речь, 2008

Вообще-то тренинг предполагает наличие ведущего-психолога, который руководит продвижением в выбранном направлении. Но в нашей стране вечнозеленых помидоров и спасенных собственными руками утопающих книжку с описанием тренинга можно приспособить и для самообразования. Кстати, автор, отлично понимающий реальное положение вещей, строил книжку с учетом такой возможности. Он скорее ведет разговор с читателем напрямую, чтобы «подтолкнуть взрослых к осмыслению своих отношений с детьми, показать им, какие есть альтернативы и как можно по-другому быть с ребенком, и... все».
Сначала автор предлагает круг самых «уязвимых мест в пространстве детско-взрослых отношений»: как оценивать, хвалить и указывать на ошибки; почему ребенок становится скрытным; как добиться послушания.
Чтобы родители могли выстроить линию поведения в каждой отдельной и неповторимой ситуации, автор предлагает обратить внимание на то, как мы предъявляем ребенку свое отношение к его активности, какие ошибки чаще всего совершаем. Как зачастую неправильно расшифровываем, трактуем его действия – чтобы избежать этого, предлагается воспользоваться активным слушанием. С примерами. Практическое занятие можно организовать незамедлительно, не выходя из детской.
Сложнее разобраться с правилами и ограничениями. Вернее, увидев в списке р спространенных запретов не покраснеть, узнав свою излюбленную реплику. Тут же приводится ошеломляюще простой пример, как запрещающие правила «не разбрасывать игрушки» можно превратить в разрешающие – «убирать игрушки на место».
И только после этого дается обычное описание тренинга. Если кто-то все же решит провести его по правилам.