Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Иванова Мария

«Мы не боялись детских идей»

Образовательная инициатива родителей, у которой есть чему поучиться школе

Встречаются в нашей педагогической истории родители, которые действительно готовы брать на себя ответственность за образование своих детей. К сожалению, их инициатива обычно не вписывается в школьные рамки.  Остается где-то за пределами. Может, рамки расширить?


История началась много лет назад. Несмотря на то что мне в детстве не всегда интересно было учиться, я почему-то решила стать учителем. Но уже студенткой, придя на педпрактику, разочаровалась в школе окончательно. Однако осталась по-прежнему неравнодушна к вопросам образования, а потом у меня родилась дочь…
Я придерживаюсь принципа: не нравится – делай по-своему. Поэтому когда ребенок был маленький, создала свой детский сад. Потом пришло время идти в первый класс. Любознательный, открытый ребенок сразу потерял интерес к учебе. Я забрала дочь на домашнее обучение. И стало ясно: одной мамы недостаточно – настоящее развитие происходит только в насыщенной образовательной среде. Решила создавать ее своими силами. И личная история начала превращаться в общественную. Хорошо должно быть не только моему ребенку, но и еще кому-то.
Что делать, в сущности, было непонятно. Но очень хотелось разрушить прочную стену, существующую между школой и реальной жизнью. Хотелось показать детям связь между тем, что написано в учебнике, и тем, что творится в большом мире. Дать ребенку понятную цель учебы. И требовалось действовать быстро, пока наши дети еще маленькие, пока им все интересно, они много чего хотят.
С одной стороны, мы не боялись даже на первый взгляд бредовых детских идей. Любое детское стремление способно стать поводом для изучения чего угодно.
С другой стороны, хотелось познакомить малышей с реальными профессиями через реальную практическую деятельность.
Поговорив с детьми и проанализировав ресурсы, выделили для начала пять самых востребованных у аудитории профессий: кондитер, фотограф, архитектор, мультипликатор. Открыли пять мастерских. Каждое занятие – немного теории (лекция, экскурсия в настоящее архитектурное бюро, на кухню ресторана) и немедленное воплощение нового знания в материале. Создание какого-либо фрагмента будущего грандиозного результата (хотя фрагмент сам по себе – тоже результат). Серия занятий завершается презентацией чего-то настоящего и всем нужного. Кулинары накрывают стол для друзей (от закусок до десерта), фотографы приглашают на выставку, мультипликаторы, разумеется, на премьеру. Архитекторы демонстрируют макет города, который действительно можно построить (в ближайших планах – начать реальное строительство хотя бы одного дома по детскому проекту).
За последний год список профессий существенно расширился. Добавились зоологи и врачи, иллюстраторы, психологи, иллюзионисты, режиссеры, актеры, веб-дизайнеры…
Каждый руководитель мастерской – профессионал в своей области, продолжающий заниматься своим делом. Поэтому знания подмастерьям достаются «из первых рук», от людей опытных и увлеченных. Поэтому и учиться так интересно, что родители начинают завидовать. В планах на будущее – создание параллельных (взрослых) или смешанных (детско-родительских) групп.
Мы не говорим – математика, физика. Просто для нашего общего дела нужно решить уравнение, построить график… Ребенок, занимаясь тем или иным проектом, осваивает научные понятия, навыки, с которыми непременно встретится на уроках. И ему не придется ждать 10 лет, чтобы увидеть, зачем все это нужно. Он будет понимать, что с чем связано. Кубики школьной программы сразу сможет встроить в реальность.
Это один из вариантов разрушения стены между школой и жизнью. Бывает и по-другому. Например: прошли что-то на уроке – и сразу придумали дело, в котором новое знание пригодится.
Надо сказать, люди, отвечающие за образование, чиновники из департамента, знают о нашем проекте, сочувствуют нам. Но, увы, не могут помочь. Нет у них нужных инструментов. Чтобы департамент действительно мог стать поддержкой, наша система, медлительная, бюрократическая, должна в корне измениться – на законодательном уровне. Я не могу ждать месяцы, заполнять сотни бумаг, чтобы получить дотацию, помещение. Во-первых, мой ребенок успеет повзрослеть, во-вторых, будучи человеком из бизнеса, привыкнув все делать быстро, я просто не хочу интегрироваться в этот кусок инерции.
И все же хорошо, что нас хотя бы не запрещают, не мешают.