ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Витковский Анатолий, Шемшурина Алла
Увидеть себя в зеркале сказки
Иносказание – лучший прием, когда мы прикасаемся к болевым точкам детей и точкам их роста
«Что может сказка?» – на этот вопрос доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии президента в области образования Алла ШЕМШУРИНА с полной убежденностью отвечает: «Возможности сказки в процессе воспитания детей почти безграничны!» Не верите? Тогда послушайте, что Алла Ивановна рассказывает о собственном опыте раскрытия педагогического потенциала сказки, начав как бы издалека – с «присказки»…
«Ведь ты хороший!..»
В своем послевоенном детстве я была похожей на пацанку,
свободолюбивой девчонкой, родители которой, педагог и врач, много
работали и были очень заняты. Наша административная квартира находилась
прямо в школьном здании, где мой отец работал заместителем директора, и
вся школа была «моя». И я обожала школу: нередко, зайдя вечером в
какой-либо класс, представляла себя учителем. Видимо, именно тогда
родилось и стремление им стать. Оно подкреплялось почти постоянной
жизнью в детском коллективе, поскольку летние каникулы я проводила в
пионерских лагерях, где мне очень нравилось: я любила творческие
мастерские, спортивные соревнования, театральные постановки, вечерние
посиделки у костра…
Впечатления, эмоциональные переживания разнообразно складывающихся
отношений с ребятами, видимо, отложились и стали неким опытом, который
помогал мне видеть и понимать детей, когда я пришла работать в школу в
мой первый пятый класс, который можно назвать «моей первой любовью».
Мои отношения с детьми были, как я сейчас это понимаю, просты,
естественны, искренни и правдивы. Это помогало нам быть открытыми, мне
– глубже их узнавать и понимать, а им – доверять и уважать, как это
умеют только дети.
Поэтому, мне кажется, пришло самое главное – они мне были понятны во
всех своих проявлениях: почему поссорились и как помочь выйти из
конфликта, не теряя своего Я; почему вдруг грубят, не зная, как
выбраться в той или иной ситуации и как помочь ее разрешить; что
сделать, когда кто-то кого-то «доканывает»... Замечая такие моменты у
ребенка, я различными способами выводила его на диалог. Задавая простые
вопросы в соответствии с возникшей ситуацией и получая ответы ребенка,
стремилась вывести на «процесс думания» по данному поводу и вместе
найти разумное решение. При этом я старалась опираться на позитивные
качества ребенка, сделать эти его сильные стороны более видимыми для
самого ребенка. Так, например: «Ты же понимаешь, что здесь надо
опереться на лучшее в себе. Как ты думаешь, на что именно?», «Я хочу
назвать тебе те качества, которые особенно в тебе ценю, а ты выбери из
них то, что в этой ситуации особенно важно», «Вот видишь, как ты
правильно все решил. Я не сомневалась, ведь ты такой хороший».
Таким опосредованным путем с ребенком можно решать многие вопросы,
потому что он в результате сам делает свой выбор, как поступить,
сохраняя в своем сердце прежде всего, что «он хороший». Ведь ребенок
хочет быть хорошим и чтобы другие увидели в нем хорошее, но иногда не
знает, как это сделать, и выпячивает порой совсем другие стороны.
И с каждым из ребят я говорила о нем. Вообще дети любили со мной
разговаривать, уходили из школы вместе со мной, и по дороге мы о многом
говорили. Я вспоминала какие-то понравившиеся мне эпизоды прошедшего
дня: «Вот ты, Миша, заметил, что сегодня много смеялся. Я
порадовалась!..»
Такие отношения у нас продолжались до окончания школы, со
многими сохранились и сейчас. И был среди них один мальчик – Коля, из
тех, кого обычно называют трудными. На самом деле очень хороший
мальчишка, но со сложным, скрытным характером, из непростой семьи. Он
был трудным, потому что привык сопротивляться несправедливости, что
сказывалось часто в построении отношений. Коля стремился сохранять свое
Я, но выбирал иногда не лучшие способы. Он был сдержан в общении,
немного угрюм, часто закрывался. И вот однажды в походе…
Костер, который собрал всех
В походы мы ходили часто и обязательно брали с собой гитару. В
один из вечеров у костра возникла какая-то особенно теплая и добрая
атмосфера. Ребята пели песни Визбора и прониклись трепетным настроением
единения. И сама собой пришла идея: «Ребята, хотите я расскажу вам
сказку?» На что дети отреагировали легким смешком: «Алла Ивановна, мы
уже выросли из возраста сказок» (это был 7 класс). А я говорю:
«Подождите возражать-то! Вы сначала выслушайте – я сказку расскажу о
ком-то из вас». Тут у них загорелись глаза: «А о ком?» «О ком – это вы
мне сами скажете». Игра на гитаре прекратилась, и все взгляды
обратились на меня.
Я начала рассказывать историю про охотника, который любил природу,
много путешествовал и во время странствий попадал в разные ситуации,
порой очень непростые, но всегда выходил из них по-человечески
достойно. Например, в какой-то ситуации он мог подраться, но не стал
этого делать, потому что ему было жалко людей (это был один из ключевых
моментов, поскольку внешне Коля был неприступным – попробуй что-то ему
скажи! – но внутри мягким и злился на себя за это). Охотник был одинок,
но оказывалось так, что если кому-то было трудно, он первым приходил на
помощь (так было и в наших походах: Коля первым подавал руку, если надо
было перейти препятствие, а ребята на это качество не обращали
внимания). По вечерам охотник разжигал большой костер, и к костру
подходили люди. Он ходил за хворостом и делал все, чтобы возле огня
было уютно...
По этим моментам ребята быстро поняли, о ком идет речь, а он, узнав
себя еще раньше (в сюжете были нюансы, известные только нам двоим),
сидел потрясенный, сосредоточенный, и, судя по всему, переживал очень
сложные чувства. А я не торопилась, рассказывала сказку и закончила ее
такими словами: «Все те, кого он встретил в своей жизни, пришли к его
костру». У некоторых девчонок на глазах выступили слезы, и ребята тоже
были переполнены эмоциями: кто-то громко назвал имя, кто-то воскликнул:
«Ну ты даешь! А вообще-то к твоему костру я приду».
Этот случай оказался поворотным в общей атмосфере отношения к Коле: и
не раз в определенных обстоятельствах ребята обращались к нему с
фразой: «Ну а кто у нас первым приходит на помощь?» И самое главное,
поворот произошел в нем самом, он перестал таиться, стал более
доверчивым и общительным.
История «кухарки»
На следующий день после той спонтанно возникшей сказки об
охотнике дети подошли ко мне: «Алла Ивановна, у нас сегодня сказка
будет вечером?» Делать нечего – пришлось рассказывать им новую сказку.
И с тех пор у нас так и пошло: как только костер – так сказка. Я брала
то хорошее качество ребенка, которое дети, может быть, и замечали, но
не видели сути, и через сюжет старалась показать эту черту в более
ярком свете.
В сказках фигурировали самые разные герои: принцы, мушкетеры, служанки…
Помнится, у нас в классе была девчонка с характером лидера, которую все
очень любили. Оля, так ее звали. Она была необычайно обаятельная,
жизнерадостная, задорная, умная, но и капризная, часто несдержанная.
Она любила командовать и делать все по-своему. В ней много было всего
намешано, но при этом она была доброй и покладистой. Чтобы показать все
это, я вывела ее в сказке в образе кухарки, то есть в несвойственной ей
роли (ее скорее можно было бы представить принцессой – ее же все
обожали). Кухарка у меня вышла задиристой красавицей, на которую не
могли не обращать внимания, но которая была очень избирательна в
дружбе. И поскольку она была непредсказуемой, то постоянно делала
что-то не так, блюда у нее получались «не те». Но заканчивалась сказка
благополучно: она стала чьей-то любимой и через любовь поняла о себе
важные вещи, в том числе и то, что не может быть кухаркой.
Я рассказывала эту сказку семиклассникам, а в 9-м у меня дома (мы
часто так встречались с детьми) ребята устроили вечер с танцами, где
стало очевидно, что между Олей и Сашей (красавцем, которого любили все
девчонки) возникло настоящее чувство. Я до сих пор помню, как они
смотрели друг на друга. Все обратили на это внимание, пошутили и больше
не говорили на эту тему. И что тогда еще стало понятно – теперь Оля
будет другой. А через несколько лет Оля и Саша стали мужем и женой.
Урок «расколдовывания»
Сказки, о которых я рассказала, рождались спонтанно. Но есть и
другая категория сказок, которые с какого-то момента я начала
придумывать специально для внеклассных занятий.
Эти сказки мне были нужны для разных педагогических целей:
диагностических (чтобы глубже понять, чем и как живут дети), для
сплочения классного коллектива, воспитания позитивных жизненных
установок...
Например, я сочинила сказку для шестиклассников, у которых была
классным руководителем. Мне хотелось, чтобы ребята научились лучше
понимать друг друга. А для этого надо друг друга увидеть...
Сказка «Заколдованный лес» не была связана с конкретными событиями
жизни нашего класса, поэтому любой педагог может взять ее, чтобы
провести свой урок-сказку. Главное, чтобы учитель был доброжелателен и
четко выдерживал основную установку занятия по этой сказке: настрой на
открытие в одноклассниках их самых лучших, настоящих человеческих
качеств. Поскольку на занятии ребята говорят об этих качествах не
прямо, а опосредованно, как бы погружаясь в мир сказки, где главный
герой пытается расколдовать людей, превращенных злым чародеем в
животных, то разговор идет очень легко и живо.
В этом контексте совершенно естественно звучит предложение учителя
поразмышлять, кто из одноклассников чем-то похож, например, на синичку
или на зайчика – лукавого, веселого, с озорным блеском глаз. Ребята
быстро отзываются на эти эмоционально окрашенные образы, ведь так они
помогают охотнику распознать в заколдованных животных их настоящий
человеческий облик и тем самым расколдовать их. Они называют сразу
несколько «зайчиков», которые похожи друг на друга, но у каждого есть
какая-то особенная черта, индивидуальная изюминка. И поскольку дети
дополняют друг друга, расширяя представление о конкретном «зайчике», то
в результате вырисовывается такая объемная, многогранная картинка, что
ребята сами удивляются тому, какой образ у них получился.
Но на этом занятие не заканчивается. Затем ребята подобным же образом
включаются в другие волшебные события, которые происходят в сказке, и
узнают друг о друге и о себе много хорошего и, как правило,
неожиданного. Естественно, что всем это занятие очень нравится. Урок
проходит увлекательно, позитивно, с важным смысловым контекстом – в
каждом есть изюминка индивидуальности! Результатом становится
сплочение, сближение ребят, большее понимание и уважение.
Девочки потом могут обратиться друг к другу со словами: «Зайчик ты мой
миленький!», а мальчишки начинают лучше понимать особенности характера
одноклассников, например ранимость, и в определенных ситуациях ведут
себя более щадяще, извиняются в случае нечаянного причинения обиды.