ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
Когда пробелы в знаниях восполняются... озарениями!
Мастер-класс по педагогическим мастерским
Вы замечали? Новое никогда не приходит плавно на смену
старому, оно врывается и зачастую не по своей воле – время зовет. И
пусть перед ним захлопывают двери – оно пробивается сквозь стены.
Сколько раз уже было – и вот новая волна освобождения возможностей
человека посредством образования. Вспомним, в 20-х годах прошлого века
группа французских педагогов и психологов «Новое образование» начала
разрабатывать технологию педагогических мастерских – учить как бы не
уча, через создание специальных ситуаций, в которых опыт, знания,
интуиция человека востребуются и обогащаются в общении. Вспомним наши
80–90-е годы, всплеск личностно-ориентированных педагогических практик.
Тогда же наши учителя заинтересовались технологией педагогических
мастерских. И каждый раз что-то мешает. Но счастлив узнавший
и признавший новое – его время не кончается. В программе состоявшейся
недавно в Санкт-Петербурге конференции, посвященной новым
образовательным стандартам, вновь были заявлены мастер-классы по
технологии педагогических мастерских. Нам удалось побывать на занятии
преподавателя литературы Санкт-Петербургского педколледжа № 4
Жанны АНДРЕЕВОЙ.
Секрет точки Х
Мастерская Жанны Андреевой была посвящена сложной теме:
знакомству с творчеством Хармса и вхождению в труднопостижимый и
далекий мир авангарда. С чего начать такое занятие? Если бы это был
обычный урок, скорее всего вначале педагог обозначил бы то, что
предстоит изучить. Жанна Олеговна начала с загадочной фразы «Путь к Х»,
которую она написала на доске. А затем попросила учеников выдвинуть
свои предположения: куда нам предстоит держать путь?
Тут надо сделать небольшое пояснение: всякая мастерская начинается с
обязательного этапа, который французские педагоги называют индукцией
(от латинского induction – наведение, побуждение). Для чего нужен этот
этап? Все просто: чтобы самостоятельно что-то постичь или создать, надо
прежде всего захотеть это сделать. Иными словами, необходимо, чтобы у
ребенка возникла энергетическая, эмоциональная заряженность на
внутреннюю работу. Для создания подобного настроя в педагогических
мастерских и служит индуктор. Как правило, это особое задание, которое,
с одной стороны, обращает к личному опыту, с другой – связывает с
главным смыслом предстоящей работы. Зачастую на мастерской бывает
несколько индукторов, ориентированных на детей с разными особенностями
восприятия информации, разными типами интеллекта.
Для своей мастерской «По Хармсу» Жанна Олеговна придумала два
индуктора. После того как ребята высказали свои предположения – путь к
храму, путь к художнику, путь к неизвестному – «Х», к хаосу, педагог
предложила разделиться на группы, чтобы выполнить одно из нескольких
заданий по выбору.
Например, одно из заданий состояло в том, чтобы в пяти предложениях
рассказать о сегодняшнем утре, и там обязательно должна быть деталь,
отличающая сегодняшнее утро от всех других утр. Ребята поочередно
зачитывали свои предложения в определенной последовательности: сначала
все зачитывали первое предложение своего текста, потом второе…
Получилось: «Проснулась по звонку будильника», «Мама три раза пыталась
разбудить», «Вскочил, потому что заиграла музыка»… Абсурд?
Другое задание – другой группе: попробовать «вселиться» в какой-нибудь
предмет и от лица предмета описать окружающую обстановку.
В общем, задания вносили интригу и подогревали интерес к дальнейшим
событиям. Естественно, к чему все идет, понять было трудно, но по идее
каждый из продуктов творческой деятельности перекликается с каким-то
произведением Хармса.
Способ сокращения расстояний
Теперь работа с первичными представлениями ребят, так или
иначе связанными с темой мастерской. По логике создателей технологии
эта работа должна быть организована таким образом, чтобы у детей
возникали конкретные познавательные запросы «по теме». Так исполняется
правило о том, что учитель не должен сообщать новую информацию, пока у
ребенка не возникнет информационный запрос. Нередко для того, чтобы
подобный познавательный интерес зародился, педагог выстраивает целую
цепочку различных заданий. Что же происходило у нас?
Когда атмосфера интриги была создана и Жанна Олеговна раскрыла карты и
дописала к Х недостающие буквы, проявился Хармс.
Теперь она предложила каждому в своей тетради на отдельном листе
поставить точку «Я» и точку «Х» и условно обозначить расстояние, на
котором он находится от Хармса. И между точками написать слова, которые
их разъединяют или объединяют. Получилось: «Слышала имя, но ничего о
нем не знаю… Кажется, он написал о Таксике? …Наверное, зарубежный
писатель…» Стало видно, что слово «Хармс» мало что говорит современным
детям, однако далее «провал в знаниях» начал стремительно заполняться
от задания к заданию.
И снова групповая работа: небольшой отрывок повести «Старуха». Задание:
создать радиоспектакль, то есть не только выразительно прочитать текст,
но и обеспечить эпизод шумами или музыкальным сопровождением (в ход
пошли мобильники). А потом каждая группа по очереди исполняла, стараясь
делать это артистично, свой фрагмент.
И далее – обсуждение: какие чувства вызывает, какой человек мог
написать такое?
Настало время чтения детских стихов Хармса, содержание которых затем
тоже разобрано в группах, но особым образом. Ребята организовали
несколько «редакционных коллегий», каждая из которых должна была
принять решение: стоит ли это печатать сегодня?
Череда заданий дает множество важных эффектов.
Приращения в
диалоге
Во-первых, работая в парах и группах, участники мастерской
начинают ощущать ценность иного, отличного от своего, мнения.
Во-вторых, разноплановость заданий позволяет проявлять себя с лучшей
стороны разным детям, в том числе тем, чьи учебные успехи весьма
скромные. Пусть они мыслят не так академично и «грамотно», но зато их
идеи порой бывают гораздо более креативными.
В-третьих, в ходе работы педагог делает остановки в наиболее трудных
для понимания моментах, чтобы дать возможность ученикам задать вопрос
либо что-то записать, проинтерпретировать особо оригинальную цитату.
Наконец, в-четвертых, по ходу выполнения различных заданий очевидным
образом менялось отношение учеников к Хармсу и его творчеству. Вначале
у большинства ребят обнаружилась практически полная неосведомленность в
вопросе, потом, при знакомстве с текстами, у некоторых возникло
сомнение: можно ли это вообще отнести к литературе? Не бред ли это
больного человека? Но постепенно скепсис и недоумение сменились более
позитивным восприятием: это забавно, оригинально, умно!
Так образ Хармса поворачивался все новыми гранями, эмоционально
окрашенными смыслами, становился более притягательным – а все потому,
что соблюдался ключевой принцип мастерских: не изучить, а проживать.
Встреча с Парадоксом
Но идем дальше. На следующем шаге ребят ждет самое настоящее
потрясение: учитель раздал протоколы допроса писателя, и ученики
узнали, что за «детские» стишки, которые они недавно так весело читали,
в тридцатые годы прошлого века человек мог запросто угодить в тюрьму и
даже быть расстрелянным! В этот момент у некоторых ребят, как озарение,
родилась догадка: так может, это не человек болен, а с миром что-то
неладно? И может быть, весьма своеобразные тексты Хармса – это такой
способ защиты от абсурдности мира?
Резкий, ошеломительный разрыв с прежними представлениями, когда
человеку внезапно открывается новое в уже, казалось бы, понятном. Этот
момент специально конструируется в данной методике, у него есть
название, ситуация разрыва. Отметим, что «разрыв» здесь достигается за
счет проживания нелогичности ситуации: детские стихи – и расстрел! И мы
только что приняли решение, что стихи эти полезны и хороши сегодняшним
детям! Мы его разрешили! Счастье, что мы не тогда, а теперь живем!
Подобные парадоксальные переживания активизируют работу интуиции,
обращение к которой – ресурс работы педагогических мастерских.
Мастерская «Путь к Хармсу» была рассчитана на три занятия, и примерно в
середине, когда у ребят накопилась некая критическая масса
представлений по теме, педагог начала знакомить детей с теми знаниями,
которые наработаны в культуре.
Жанна Олеговна предложила ребятам для ознакомления небольшие
литературоведческие тексты, например, о группе обэриутов, о
художниках-авангардистах. Тоже на выбор, тоже – для группы.
А потом итоговая работа. Можно выбрать: написать эссе «Слово в защиту
абсурда», эссе «Мой путь к Хармсу» либо присоединиться к группе,
которая будет разрабатывать проект памятника Хармсу в Санкт-Петербурге
– в визуальном формате, в виде рисунка или макета.
Завершает мастерскую устная рефлексия: что нас удивило? что нового мы
узнали? чем эти знания нам могут быть полезны?
Дорога без конца
Знакомясь с конкретной практической работой педагога, мы
увидели все ключевые этапы обучения в мастерской. Осталось узнать о
результатах. Жанна Андреева главный результат видит в том, что ученики,
которые совсем недавно ничего не знали о Хармсе, начинают по
собственной инициативе знакомиться с его творчеством.
Интерес к теме еще долго не угасает, и на новых занятиях начинают
звучать мысли, касающиеся затронутых на предыдущей мастерской проблем.
Идет кристаллизация, дело не быстрое, наращивается содержание к более
общим вопросам, например: в какой степени власть сможет вторгаться в
область искусства, должна ли быть чем-то ограничена свобода художника?
Поэтому никто не может предсказать, когда и к каким озарениям приведет
очередная мастерская.
Ведь понимание – это не этап, а состояние, и у каждого оно возникает в
свое время. Как говорят сами французские педагоги, «новое образование –
это не технология, это путь». Помимо прочего путь еще и в том смысле,
что по мере обретения опыта участия в мастерских ученик начинает
осознавать закономерности продвижения к прорывам в понимании и
творчестве, открывать для себя перспективу интересной и яркой жизни.
Так и для учителя, который начинает знакомиться с технологией
мастерских, это новая дорога.
Тому примеров много, и заслуженный учитель Инна Мухина, которая первой
из российских педагогов познакомилась с педагогическими мастерскими и
долгое время обучала этому подходу учителей, может рассказать немало
примечательных случаев.
Например, как на семинаре в формате недельного погружения одна
учительница всякий раз после окончания очередной мастерской скептически
замечала: «Ну и зачем это все тянуть, если можно сразу дать?» И в каком
же потрясении была Инна Алексеевна, когда на следующий год в новой
группе увидела эту учительницу!
– А вы зачем здесь? Вы же считаете, что следует учить проще.
– Простите, мне кажется, я только здесь начала кое-что понимать про
обучение.