ОРИЕНТИРЫ
Перевернуть образовательный процесс
Новые технологии снимают с плеч педагога неблагодарную ношу «начитывания материала»
Можно ли заменить живого преподавателя видеолекциями? С
момента появления первых концепций онлайн-обучения на эту тему активно
дискутируют западные преподаватели и исследователи. И одной из
образовательных технологий, отвечающих на этот вопрос, стала технология
перевернутого обучения (flipped learning).
По сути это одна из форм смешанного обучения, которая позволяет
«перевернуть» образовательный процесс в обычном классе. Каким же
образом?
Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в сети
(подготовленные или записанные учителем) и самостоятельно проходят
теоретический материал. А все драгоценное аудиторное время, когда
учитель или преподаватель находится рядом, ученики используют для
совместного выполнения практических заданий.
Идея в том, что лекции на YouTube, RuTube или сервере колледжа – это не
наглядный и не дополнительный материал, который можно показывать во
время занятий. Нет, эти ролики позволяют вовсе отменить лекции вживую,
пусть учащиеся конспектируют их дома. А все аудиторное время будет
отведено для живой практики, решения практических задач и творческого
взаимодействия.
Например, подобным образом профессор Эрик Мазур (Eric Mazur) из
Гарвардского университета предлагает студентам самостоятельно изучать
теоретический материал перед очередным лекционным занятием, которое
проходит в форме диалога.
Итак, как же реализовать перевернутое обучение?
Для этого преподавателю нужно спроектировать систему учебных задач
(содержание аудиторных занятий), отвечающую образовательному стандарту.
Затем составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Если курс не
авторский, то необходимую лекционную базу можно набрать и из открытых
образовательных ресурсов (в том числе и на русском языке). Не лишним
будет соотнести плейлист лекций с соответствующими разделами бумажного
учебника. При подготовке такого курса важнее всего снабдить всех
учащихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием
занятий в самом начале курса. И затем пускаться в путь, в мир
перевернутого обучения.
В начале XX века была стойкая уверенность, что к середине века театр
погибнет. Его вытеснит кино. Потом, с появлением телевидения, такую же
судьбу прочили кино... Появление YouTube и ему подобных платформ,
которые способны неограниченно воспроизводить лучших в мире лекторов,
совсем не упраздняют обычного педагога. Скорее наоборот, новые
технологии снимают с его плеч неблагодарную ношу «начитывания
материала», освобождая учителя для творчества, для совместной работы с
детьми, для спонтанного диалога и неожиданных открытий. Они возвращают
учителя к исконному значению слова «педагог» – ведущий ребенка.
По материалам блога Ивана Травкина http://funofteaching.tumblr.com/.