ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Быть автором своего образования
9 января 2013 года открылся сайт Международной тьюторской школы – http://worldtutors.ru
Здесь можно найти информационную поддержку по вопросам
индивидуализации образования ребенка, причем в зависимости от той роли,
какую взрослый занимает в педагогическом процессе: родитель,
воспитатель, учитель, педагог-коррекционщик, руководитель
образовательного учреждения. Тут книги, статьи, лекции, записи
вебинаров о семейном (домашнем) обучении, подробные анонсы предстоящих
событий, расписание клубов и другие материалы.
В самом деле, что делать, что думать – то ли ложиться в
прокрустово ложе внешних замеров, то ли брать на себя всю
ответственность за происходящее с образованием вверенных нам детей?
Если второе – надо кое-что самому уметь-понимать.
Про Козленка, который умел считать до десяти, все знают: вот он ходит,
всех считает, и никто ему не рад. Тот факт, что счет помогает спасти
тонущий парусник, ничем не обоснован, то есть эта история на самом деле
иллюстрирует заблуждения относительно роли теорий в плане их
воздействия на практику.
Считаешь и считай. Мы не коровы и не бараны, чтобы обижаться на
считающих, но мы знаем, что привязывать рейтинги к практической пользе
не позволяет та же самая практика.
И если говорить об образовательной практике, кто с этим поспорит:
основные ресурсы развития находятся в самом человеке («свою голову не
приставишь»). Так что первая задача – создание благоприятных
психологических условий для саморазвития человека.
Другое дело – что подразумевать под «благоприятным психологическим
климатом». Подлинность, искренность, умение взрослого быть самим собой
с ребенком.
Затем – принятие, забота, признание, безусловное позитивное отношение.
Наконец – понимание: взрослый точно слышит чувства и личностные смыслы
ребенка и может их прояснить ему самому.
Наш искушенный читатель, конечно, узнал в этом триединстве постулаты
гуманистической педагогики Карла Роджерса, те самые фасилитирующие
(посреднические) условия продвижения человека к самому себе, к ресурсам
своего Я. Но надо сказать, что посредническая функция взрослого в наши
дни осуществляется как раз при помощи тьюторского сопровождения.
Сегодня тьютор (куратор) помогает своим подопечным выстраивать
образовательную программу на основе собственного запроса, интереса,
возможностей. Учит человека быть автором своего образования: помогает
оценить имеющиеся ресурсы, найти отсутствующие, учит планировать
движение, прокладывать варианты маршрута.
Это идеально – чтобы человек шел в своем образовании сам, балансируя
между тотальностью достижений человечества и потребностями собственной
индивидуальности.
Пожелаем сайту и его посетителям успехов!