Там, где были кружки, пришло время ставить крестики
Реструктуризация коснулась и допобразования
ФЗ №83 наделяет большими полномочиями учреждения
дополнительных образовательных услуг, но и ответственностью: необходимо
выйти на норматив, то есть 75% детей, проживающих на территории, должны
быть задействованы в дополнительном образовании. Для этого
вводится электронная регистрация, надежный механизм анализа.
Игорь Павлов, заместитель руководителя департамента образования Москвы,
объяснил: хочется навести порядок. Тем не менее изменения сразу
коснулись и содержания…
Что говорить, почти все мы в детстве ходили в кружки, пусть и
недолго. Кто-то нашел там профессию, но большинство просто попробовали
всего по чуть-чуть. И вдохнули этой атмосферы, где вроде ты что-то
делаешь, но не по обязаловке, а потому что сам хочешь. Была свобода.
Самоопределение, вольное посещение, право перехода из секции в секцию и
возможность новых стартов. Это ли не миссия дополнительного
образования?
Сейчас дополнительное образование взяли в оборот реформаторы.
И многим из нас уже хочется искать альтернативные пути, чтобы не
связываться с усложнениями в системе. В Москве портал госуслуг уже стал
всенародным врагом: неудобно, ненадежно, большая группа детей из-за
формализма осталась без своих кружков. То вашу секцию в электронном
списке не найти; то у вас перебор по часам: выбирайте что-то одно.
Многие родители, у которых есть хоть немного свободного
времени, готовы махнуть рукой: раз такие сложности, сами как-нибудь
дома из теста полепим и хором попоем. Но очевидно же: дома не то. И не
качество обучения, и не открывающиеся перспективы важны ребенку, а
сопричастность к особенному детскому клубу, где он может узнать себя с
совершенно новой стороны.
Но теперь кто так считает? Теперь – считают.
Сосчитали, что больше всего кружков и секций посещают ученики
младших классов, потом родительское участие ослабевает, у детей
остается меньше возможностей куда-то ходить.
В Москве, по данным на первое сентября 2012 года, программами
дополнительного образования охвачены триста пятьдесят тысяч детей из
всех восьмисот тысяч. Но это в человекочасах, а когда провели
диагностику физического присутствия, цифра сократилась до двухсот
шестидесяти тысяч. Потерявшиеся, почти сто тысяч детей, – это те, кто
занимается в нескольких секциях. Понятно, что какая-то часть ребят
может заниматься в 5-6 секциях разом, но тут на стражу их здоровья
встают СанПины. Если резерв в четыре, шесть, семь часов в неделю
исчерпан, в третий кружок ребенка уже не запишешь.
Названия кружков модернизируются. Например, кружок кройки и
шитья становится клубом дизайнеров одежды. А что делать с немодными
направлениями, к примеру, бисероплетением, – очень полезным занятием
для многих детей? Как вводить «модные» технические кружки, если они у
ребят непопулярны?
Но самая большая проблема – угроза объединения
учреждений. Многие эксперты уверены, что создание холдингов – это
скрытая форма уничтожения традиций допобразования. И хотя пока ни одно
здание не пропало, ни один педагог не ушел из дополнительного
образования, а шаговая доступность детям обеспечена, все-таки
администрация, директора, методисты и психологи многое теряют.
Некоторые должности будут сокращены, а некоторые уровни смещены.
Человек работал директором, а станет замом.
И это почему-то «не считается»: когда руководитель учреждения
весь как на иголках, ему трудно продолжать заботиться о своем центре.
Ему дали понять: ты должен проявлять не инициативу созидания, а
лояльность к руководству. Вперед выступают совсем другие задачи:
механизмы статистического учета, инструменты контроля, и хотя внешне
вроде бы ничего не изменилось, каждый посетитель центра уже сейчас
испытывает на себе влияние нового магнитного поля.