ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ
Часы доктора Волянского
Нет ничего более промыслительного, чем случайная встреча
Ах, как мало времени в
жизни и как много любимых и прекрасных людей. Никогда
не успеть отдать каждому столько, сколько ему нужно…
М.Волошин. Из письма 30 ноября 1916 г.
Иногда мы говорим: «Представляешь, я вчера случайно встретил…»
При этом в глубине души мы чувствуем, что случайных встреч не бывает.
Мы чувствуем, что есть замысел. Его можно представить как таинственный
луч, который долго-долго нанизывает тысячи маленьких и больших событий,
тихонько подводя двух незнакомых друг другу людей к тому, чтобы они
встретились в заданной свыше точке бытия.
Какой же это огромный путь, полный опасностей: повернуть не на ту
улицу, сесть не в тот вагон, посмотреть не в то окно… Да мало ли
нелепостей может случиться на каждом шагу.
Но луч упрям и бережно настойчив, и люди встречаются – порой всего лишь
раз! – а разлучаясь, уносят в себе память друг о друге. И с этой минуты
их расставание – это не разлучение. Разлука, как ни странно, не
зачеркивает, а длит встречу – только уже не в рукопожатии и обмене
словами, а в чем-то более надежном.
Между разлученными натягиваются нити памяти. Со временем они так далеко
уходят в долготу дней, что, кажется, должны были бы непременно
оборваться. Но даже уход людей в мир иной не обрывает, а натягивает эти
нити.
Такие вещи трудно понять, еще труднее объяснить, но порой это дается
нам ощутить: как дрожит нить, натянутая между теми, кто давно ушел.
Иногда это происходит, когда мы рассматриваем черно-белые фотографии,
листаем старые письма и дневники. А бывает: мы просто бродим осенним
парком, подняв воротник, шелестим листьями, прихваченными первым
морозом, и до странности явственно чувствуем, как нас самих листает
ветер – столь многое вспоминается вдруг.
Летит осенняя паутина, она видима лишь в луче солнца, секунда, другая и
гаснет. И так же в душе вдруг вспыхнет догадка о ком-то и тут же
погаснет, оставшись невыразимой…
Среди немногих вещей, сохранившихся у нас в семье от моего прадеда
Елисея Ивановича Волянского, – его карманные часы. Верхняя крышка и
циферблат не сохранились, давно заржавевший механизм беззащитно
обнажен. На обратной крышке, украшенной выгравированными медалями, –
надпись, указывающая на то, что часы изготовлены швейцарской фирмой
Longines (Лонжин) в 1900 году. Под крышкой, на регуляторе точности,
написано сверху Avance (быстрее – фр.), а ниже – Retard (медленнее).
Иногда по утрам я беру в руку эти часы и пару секунд прислушиваюсь:
вдруг за ночь произошло чудо и они пошли. Но молчат, навечно
сцепившись, шестеренки-колесики. Я даже не знаю, когда они
остановились, когда последний раз показали точное время. А эта точность
была очень важна для Елисея Ивановича, ведь он был военным врачом,
начальником лазарета Черноморского флота.
Впрочем, речь не о часах, а о том времени, которое они отсчитывали.
* * *
В ноябре 1916 года судьба свела доктора Елисея Ивановича
Волянского с поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным.
Елисей Иванович не успел оставить воспоминаний об этой встрече, как и
вообще каких-то записок о своей жизни: революция и последующие события
не дали ему такой возможности. Дневников он не вел, писем его не
сохранилось.
Поэтому я могу лишь реконструировать эту встречу по письмам Волошина
(его письма за 1916 год вошли в 10-й том собрания сочинений*) и
воспоминаниям моей бабушки Веры Елисеевны.
Началась эта история 17 июля 1910 года. В тот день Максимилиан Волошин
упал с велосипеда и серьезно повредил правую руку (разрыв локтевых
связок). В начале Первой мировой войны такая травма освобождала от
направления в армию. Волошин говорил: «Судьба заботливо сломала мне
правую руку, отняв у ней возможность стрелять и убивать, оставила ей
возможность писать и рисовать…»
Но после огромных потерь, понесенных русской армией, отсрочки были
сняты. И даже увечные должны были предстать перед медкомиссиями.
В конце октября 1916 года 39-летний поэт получил предписание явиться на
освидетельствование в Керченский военный лазарет. Волошин спешит
предупредить о своей долгой отлучке родных и друзей и 31 октября одно
за другим пишет несколько тревожных, почти панических писем.
К.В.Кандаурову: «Мои военные дела оборачиваются плохо: меня посылают на
испытание в Керченский госпиталь, что, говорят, совершенно ужасно…
Словом, полный кошмар…»
К.И.Чуковскому: «Я только что призывался на военную службу и меня
отправляют на днях в военный лазарет в Керчь на испытание. Там меня
могут продержать и неделю и месяц и несколько месяцев…»
Ю.Л.Оболенской: «Мои дела с воинской повинностью не хороши: меня
отправляют в Керченский госпиталь на испытание… В керченском
«клоповнике» держат целыми месяцами…»
Итак, 10 ноября 1916 года в самом тяжелом расположении духа поэт
приезжает в Керчь. Очевидно, утром 11-го он прибывает в Керченский
госпиталь, размещавшийся в крепости на окраине города.
Вот как тогда выглядели эти места по воспоминаниям моей бабушки Веры
Елисеевны: «Крепостной лазарет стоял в пяти верстах от города, в
целинной степи. Тут же, рядом, была и наша квартира. С одной стороны
нашего палисадника, выходившего в степь, проходила дорога, ведущая от
города мимо лазарета в крепость. А в степи, вдали, возвышались
пригорки, называвшиеся «передовыми укреплениями». Тогда эти бастионы
уже частично осыпались и заросли травой. Но в мощных стенах сохранялись
переходы. Мы, дети, проходили по ним при свете свечи, ожидая встретить
что-то необычное…»
Похоже, Волошина сразу же принял мой прадед, служивший в ту пору в
звании полковника начальником лазарета. Имя Максимилиана Волошина,
несомненно, было знакомо ему. И скорее всего не по стихам, а от общих
знакомых (жена Елисея Ивановича, Вера Михайловна, была из литературной
семьи). Кроме того, Елисею Ивановичу, возможно, попадались на глаза
«Биржевые ведомости», где на протяжении 1915 года печатались репортажи
и очерки Волошина из Франции, с Западного фронта.
Каким поэт предстал перед моим прадедом? Очевидно, таким,
каким его описал в 1915-м в своих стихах Илья Эренбург: «Вежливость
глаз очень ласковых.// Но за свитками волос густыми // Порой мелькнет
порыв опасный… // Голова его огромная…».
А каким был мой прадед в ту пору? Ему было 49 лет. Выпускник
Петербургской военно-медицинской академии, хирург, участник
русско-японской войны. У него четыре сына и дочка. Дочка – это как раз
моя бабушка Вера Елисеевна. В 1916 году ей было семь лет. По ее
воспоминаниям, Елисей Иванович был в ту пору «высоким, полноватым,
красивым блондином с большими, на выкате, светло-карими глазами…».
Вряд ли Елисей Иванович ограничился лишь консилиумом. Возможно,
пригласил своего невольного гостя отобедать. О чем могли беседовать
Елисей Иванович и Максимилиан Александрович? Быть может, о том, о чем
Волошин потом позднее писал в одном из писем: «Спокойно можно
оставаться на своем месте, никуда не спасаясь, потому что во всем мире
больше нет спокойного и безопасного места…»
16 ноября Волошин возвращается домой, в Коктебель, с белым билетом в
кармане и самыми добрыми воспоминаниями о госпитале и военных врачах.
Он рассказывает домашним, что его «военные «мытарства» были приятны и
кончились так благополучно» и с радостью садится за письма, в которых
подробно рассказывает о своей поездке в Керчь.
Из письма М.С.Цетлиной, 21 ноября 1916 года: «Я был на испытаниях в
Керченском лазарете, меня свидетельствовали 8 военных врачей и
единогласно признали негодным из-за руки. Я очень боялся, что меня там
задержат месяц и больше, как это делают обычно. Но, к счастью,
оказалось, что меня там все более или менее знали и продержали только
сутки, чего еще, кажется, ни с кем не бывало… У всех должностных,
официальных и военных лиц, с которыми мне приходилось иметь дело все
это время, я встречал такой радушный и предупредительный прием, что
отовсюду уезжал, приобретя несколько дружеских связей. В Керченском
лазарете, о котором меня со всех сторон предупреждали, что это гораздо
хуже каторжной тюрьмы, – это было особенно удивительно…»
25 ноября Волошин получает в Феодосийском уездном воинском присутствии
бессрочное свидетельство, признавшее его «совершенно неспособным к
военной службе…»
30 ноября в письме М.С. Цетлиной Волошин возвращается к поездке в
Керчь: «Со мной были необыкновенно внимательны и освободили очень
быстро… Мне приходилось иметь дело со столькими официальными лицами, от
которых я мог ожидать только неприятностей, и всюду попадал на людей
исключительно симпатичных, и у меня в результате завязывалась новая
дружба с самыми неожиданными людьми: военными врачами, генералами,
градоначальниками, начальниками портов…»
Керченская интеллигенция попросила поэта выступить с лекцией, и 4
декабря он пишет в письме В.Я.Эфрон: «Завтра еду в Керчь – на это раз
не в лазарет, а читать лекцию…»
Вечером 6 декабря Волошин выступает в Зимнем театре Керчи. После лекции
читает стихи из книги «Anno Mundi Ardentis». Возможно, в зале был и
Елисей Иванович Волянский.
11 декабря Волошин вернулся в Коктебель.
А что было дальше? 24 декабря Волошин уезжает поездом в Москву. Там он
встречает последнее Рождество старой России.
Волянский продолжает лечить раненых и больных. Праздники почти ничего
не меняли в жизни начальника лазарета. Впрочем, на Рождество в крепости
устраивалась елка, на которую приглашались все офицерские семьи.
Бабушка вспоминала: «Ёлка была огромная – до самого потолка зала (а
потолки были высоченные, этажа в два наших сегодняшних). Она сияла
свечами, дети, взявшись за руки, под звуки духового оркестра мчались
вокруг ёлки. Чудесно пахло хвоей и свечами. Незабываемый запах! Ведь
ёлку со свечами не сравнишь с холодным светом, хотя бы и разноцветных
лампочек. Было очень весело. Потом раздавались подарки, и мы всегда
одни из первых уезжали домой, ведь братик Юрик был ещё маленький и
оставался с няней. В этот раз мы почему-то задерживались, и я с ужасом
наблюдала святотатство (так мне казалось, и в том я уверена и теперь):
предварительно затушив длинной трубкой свечи, огромную красавицу-ёлку
повалили на пол, и все дети бросились обрывать игрушки, ломать ветки.
Это было ужасно! До сих пор этого кощунства забыть не могу. Зачем это
делалось? Я ревела, папа взял меня на руки… Так окончилась наша
последняя ёлка в крепости…»
Февральская революция, отречение государя. «Настроение у
взрослых было приподнятое, полное надежд, – вспоминала Вера Елисеевна.
– На первую городскую демонстрацию мы всей семьей выехали в город на
линейке… Вообще в городе было какое-то постоянное напряжение: одни были
«за», другие – «против». К счастью, наш лазарет был далеко от города...
Правда, и в лазарете начались митинги. В остальном все у нас было
по-прежнему – так мне, ребенку, казалось. Больных и раненых лечили, как
всегда. Но когда начались бои, канонада с моря, мы почувствовали, что
прежняя жизнь, наверное, не вернется уже никогда…»
Как странно и эфемерно было это ликование, которым увлеклось и
чиновничество, и духовенство, и военное сословие… Но вспомним себя в
1989–91 годах – разве мы не были такими же? Вот и Елисей Иванович на
какое-то мгновение заставил себя поверить в то, что революция – благо и
как нельзя быть в стороне от людской беды, так нельзя не разделить с
людьми и радость. Когда-то в молодости он, сын священника, обладатель
редкого по красоте голоса, отказался от музыкальной карьеры и пошел
учиться в Военно-медицинскую академию, считая, что врачи нужнее народу,
чем музыканты…
Вернемся к Максимилиану Александровичу Волошину. Он приехал из
революционной Москвы в тихий пока Коктебель в апреле. 10 мая 1917 года
написал М.С.Цетлиной: «Все невыносимо тревожно: никто не знает ни
смысла, ни объема тех сил, что призваны к действию. Точно кидаешься с
шестого этажа и даже не знаешь, куда полетишь – вверх или вниз, потому
что самые законы тяготения изменились…»
Не знаю, виделись ли еще Волошин и мой прадед. Похоже, что нет. Но их
дальнейшие судьбы говорят мне: это были люди одного нравственного
выбора.
После революции оба остались на родине – и доктор Волянский, и Волошин.
Когда весной 1919 года друзья-писатели уговаривали Волошина ехать с
ними за границу, Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна,
дети ее остаются с нею».
К лету 1917 года Елисей Иванович получил звание генерала, за которое
уже осенью его в любой момент могли растерзать. Оставаясь в России, он
рисковал всем: детьми, любимой работой, жизнью. Сейчас этот смертельно
опасный выбор нам не вполне понятен. Да, любовь к родине – святое
чувство, но должны ли страдать дети за любовь родителей к родине?
Но этот вопрос легко задавать сейчас, а как бы мы ответили на него
тогда, не имея ни средств к существованию, ни близких или друзей за
границей?..
Из воспоминаний Веры Елисеевны Волянской: «В Керчи вдруг появились
буйные толпы сошедших с кораблей матросов. Их пытались урезонить.
Начались стычки, а потом и погромы, убийства. Зверски расправлялись со
старшими офицерами, военврачами. Нам рассказали, как в Севастополе
одного военного врача рубанули саблей в живот, вывалились кишки.
Одичавшие матросы заставили его ползти вокруг столба, пока он не умер…».
Весной 1918 года лазарет закрыли. Елисея Ивановича с пятью детьми
выселили из квартиры. «Последние дни в Керчи, – рассказывала бабушка, –
мы жили у наших добрых друзей. Из окон их квартиры была видна вся бухта
Керченского залива, порт и великолепный приморский бульвар… Я стояла у
открытого окна, вдыхая сладковатый запах цветущих деревьев. С бульвара
доносилась музыка. Оркестр играл с таким надрывом, что хотелось
плакать. И я плакала, плакала, расставаясь со своим керченским
детством. Вероятно, в детстве я слишком часто плакала и оттого,
повзрослев, – разучилась плакать. Утром мы уезжали... Было, вероятно,
воскресенье. Погода была чудесная, море тихое, светлое... Странно, но о
самом морском путешествии у меня не осталось никаких воспоминаний.
Запомнилось только, как мы ехали по городу в порт, а за нами бежала
наша любимая собака – рыжий сеттер Дианка...»
Как понятна мне теперь бабушкина вечная тихая печаль. Как сдержанна она
была в этой печали, никогда никого не тревожа в своей затаенной боли. А
боль эта – еще из тех ранних лет, когда так страшно и внезапно было
сломано ее детство. Отправив семью из Керчи к родственникам в Одессу,
Елисей Иванович вынужден был некоторое время скрываться в Киеве, у
друзей. Возможно – Бог знает! – останавливался он и у Волошина, ведь у
поэта находили кров и спасение десятки, сотни преследуемых то красными,
то белыми людей.
В Одессе Елисея Ивановича, как врача «из бывших», нигде не брали на
работу. Показывать какие-либо документы о том, что он был начальником
лазарета в генеральском звании, Елисей Иванович, конечно, не мог. Свое
право на работу в медицинском учреждении ему пришлось неоднократно и
мучительно доказывать. Хорошо, находились порядочные коллеги, которые
подтверждали, что он действительно врач.
Одно такое поручительство дошло до наших дней: «Настоящим
свидетельствуем, что товарищ Волянский О.И. до революции 1917 года
состоял врачом в войсковых частях, госпиталях Одессы и Керчи». Подписи:
врач Ф.М.Жвиер, врач Г.И.Гольденберг.
Последние годы Елисей Иванович Волянский работал участковым врачом в
одесской поликлинике № 6.
В нашем семейном архиве сохранилась санпросветовская брошюра, изданная
в Харькове в 1925 году: доктор Е.Волянский «Как нужно жить, чтобы
здоровым быть и дольше прожить.
Умер Елисей Иванович в 1932-м. В один год с Волошиным.
P.S.
Эта публикация не могла бы состояться без трудов Владимира Петровича
Купченко (1938–2004) – выдающегося отечественного литературоведа,
исследователя жизни и творчества М.А.Волошина, создателя Дома-музея
поэта в Коктебеле.
* Максимилиан Волошин. Собрание сочинений. Том десятый. Письма
1913–1917. М.: «Эллис Лак», 2011.