О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Реформу российской системы образования однозначно положительно
оценивают всего 3% (!) столичных педагогов, примерно 50% – относятся к
реформе негативно. Такие данные были получены в ходе исследования
«Московский учитель сегодня», проведенного Институтом комплексных
исследований образования МГУ им. Ломоносова.
Что же более всего не нравится учителям? Больше всего негативных
оценок, как пишут А.Гаспаришвили и О.Крухмалева в статье «Московские учителя и реформа
образования» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4 за 2012 год),
было «выставлено» нормативно-подушевому финансированию и ЕГЭ. Многих
учителей удручает и увеличение нагрузки: 48% респондентов отметили, что
нагрузка значительно возросла. А у значительной части педагогов
наиболее негативные переживания связаны с «бумаготворчеством» и…
«классным руководством». И это понятно: новые требования существенно
изменили положение и функционал классного руководителя. Сегодня
классный руководитель и психолог, и администратор, и организатор
культурных программ. А еще в обязательном порядке он должен вести
электронный журнал в формате своего класса, поддерживать электронную
переписку с родителями, оформлять отчетную документацию… Некоторые
респонденты склонны считать, что классное руководство – это особый вид
педагогической деятельности. Однако надбавка за классное руководство
при введении новой системы оплаты труда была отнесена к стимулирующей
части заработной платы…
Известно, что при решении творческих задач у детей, особенно
если они привыкли к репродуктивным форматам обучения, возникают
специфические затруднения: ученик теряет интерес к задаче и пытается
уйти от ее решения. Но затруднения эти вполне преодолимы, если учитель
грамотно организует работу с творческими задачами на уроке. Как именно?
Об этом статья К.Гимельфарба «Формирование
опыта творческой деятельности у учащихся 6–8 классов» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ», № 12 за 2012 год).
Особое внимание автор обращает на важность различения личностных и
интеллектуальных трудностей. К личностным относятся: отсутствие
соответствующего опыта, низкая мотивация, заниженная или завышенная
самооценка, установка на быстрое решение или ожидание помощи учителя.
Интеллектуальные затруднения возникают в случае, когда ребенок
оказывается не в состоянии осмыслить и переосмыслить условие задачи,
суть выдвигаемых гипотез, оценить их перспективность и продолжить поиск
новых путей решения.
В публикации рассматриваются способы помощи ученику в преодолении
конкретных проблем. Так, при осмыслении причин неудач автор рекомендует
познакомить детей с общими эвристическими приемами. Например, прежде
чем решать задачу, нужно хорошо проработать ее условие. Полезно
представить условие в виде схемы. Надо предложить детям как можно
больше вариантов решения, а затем попросить их отобрать наиболее
целесообразные. Важно записывать в тетрадь все пришедшие в голову идеи
и варианты решений, а затем оценивать не только их достоинства, но и
недостатки. Если решение найти не удается, необходимо расширить область
поиска идей: искать новые подходы к проблеме. Если задача решена, то
все равно не следует останавливаться: вдруг можно найти другое, более
оригинальное решение.
Практически каждому педагогу приходилось размышлять над тем, как
сделать внеклассное мероприятие и интересным для ребят, и развивающим
их способности. Помочь в этом может обращение к такой форме проведения
занятия, как устный журнал. Напомним, тема разделяется по журнальному
принципу – на рубрики, по каждой из которых ребята (разделившись на
группы) готовят какое-то выступление, представление с демонстрацией
слайдов, театрализованного диалога или в каком-либо ином формате. На
конкретном примере это описано в статье Н.Болдецкой «Про Новый год и Деда Мороза.
Устный журнал» («ВСЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 12 за 2012 год).
В публикации представлен сценарий новогоднего устного журнала,
познакомившись с которым можно не только составить целостное
представление об этой форме работы, но и освежить в памяти много
интересных фактов о праздновании Нового года в разных странах.
Например, что жители Кубы, пока часы бьют двенадцать ударов, съедают
двенадцать виноградин – на счастье. Что китайцы в новогоднюю ночь не
ложатся спать, чтобы счастье не упустить. Что в Японии большой
популярностью пользуется особый амулет – грабли. Каждый японец считает
необходимым приобрести их, чтобы под Новый год было чем загребать
счастье.