Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Елена Митякина: «Родители становятся тьюторами своих детей»

...Эта школа, которая отметила в 2012 году 75-летний юбилей, входит в число немногих российских ОУ, где уже осуществляется инклюзивное образование детей с особыми нуждами. Она успешно объединилась с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Но еще раньше ее ученики, к которым учителя приходили домой, смогли брать уроки по интернету с помощью уникального оборудования фирмы «Apple». Как это удалось школе из небольшого городка? Об этом мы разговарием с директором школы № 1 г. Удомля Тверской области Еленой Митякиной.


– Многие директора ОУ спрашивают: с чего начать? Вы, например, с чего начинали?

– Сначала мы стали ресурсной школой района по дистанционному обучению. Нам хотелось дистанционно обучать детей с особыми нуждами, которые не имели возможности посещать школу. Это не слишком востребованная услуга: не так уж много детей, которые имеют показания к надомному обучению и не имеют противопоказаний к работе с компьютером. Многим детям, которые учатся дома, нельзя работать с мерцающим экраном. К таким детям наши учителя по-прежнему приходят на дом.
Одновременно мы вошли в региональный проект «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». По этому проекту нам были выданы полные комплекты оборудования фирмы «Эппл»: компьютеры, сканеры, принтеры, вебкамеры, специальные мыши, колонки, микрофоны, накладки на клавиатуру для слабовидящих… Дело в том, что только фирма «Apple» предусмотрела те функциональные возможности для оборудования, которые позволяют работать на компьютере людям с ограниченными возможностями здоровья.

– Но не слишком ли большой риск – отдавать в семьи такое дорогое оборудование?

– Это был наш следующий шаг: мы первыми в Удомле разработали договоры для передачи оборудования на дом детям с ограниченными возможностями здоровья. В договоре о передаче оборудования в безвозмездное пользование, который родители этих детей заключают со школой, прописаны все условия эксплуатации, ответственность сторон за повреждения, права и обязанности школы и родителей, форс-мажоры и риски, возможности разрешения споров. Этот договор мы согласовали с комитетом по имуществу. При запуске проекта мы договаривались, что сначала понаблюдаем за семьей и решим, можно ли передавать ей такие дорогие вещи. Конечно, в договоре указано, что родители не вправе предоставлять оборудование в субаренду, отдавать в залог, передавать права и обязанности по пользованию третьим лицам… но кто знает? Если мы видели, что ребенок с особыми нуждами растет в не очень благоприятной семье, то ему сначала организовывали занятия на базе школы и смотрели, что происходит у него в семье. Но пока не было ни одного инцидента. Одной ученице даже отдали оборудование в детдом. Там ей сделали отдельный уголок и за счет региона организовали точку доступа – проводной интернет.
Следующий шаг – мы обучили родителей этих детей работать на эппловском оборудовании. Родители тоже прошли курсы ИКТ-компетентности (от 6 до 8 часов) и получили сертификат. Так что дома они становятся тьюторами своих детей.

– Учителя, которые работают с такими учениками, находятся в иной системе координат, чем их коллеги. Обучение больше не привязано к урокам. Дети ведь могут обратиться к ним в любой момент, и учитель должен отвечать – по скайпу или по электронной почте. Наверняка для этих учителей должны применяться и какие-то иные принципы оплаты труда?

– Эти педагоги получают надбавки из стимулирующего фонда. Пока другой возможности не вижу. В чем изменилась работа учителя? В том, что они должны теперь дополнительно разрабатывать интернет-уроки. И если они выходят к ребенку вечером – значит, у них днем пропал урок. Если ты соблюдаешь условия договора, то круглосуточно должен быть в доступе. А надбавки и премии мы платим.

– Часто приходится слышать, что в будущем все образование станет дистанционным. Это возможно?

– Поработав по этому проекту, мы поняли, что дистанционного образования в чистом виде нет и не может быть. Дистант эффективен только в сочетании со школьными уроками.
Я считаю – и это мое глубокое убеждение, – что всем детям нужно общаться с учителями и со сверстниками «вживую» и находиться в школе. Нельзя изолировать ребенка компьютером от живого общения. Дистанционное образование полезно только при болезни с длительным лечением. Наши дети учатся дистанционно при болезни, при плохих погодных условиях – когда в снегопад их никто не сможет довезти до школы. Все ученики знают, что в школе есть интернет-проект и что они в любой момент могут им воспользоваться. Но мы мечтали не о том, чтобы им было интересно выходить в интернет, а о том, чтобы им хотелось приходить в школу.

– И ваш следующий шаг?

– Следующий шаг, который сделала наша школа, – вступила в программу «Доступная среда»*. Один из разделов этой программы посвящен инклюзивному образованию, которое сейчас востребовано в России. В нашей школе дети с ограниченными возможностями уже сейчас могут встречаться с учителями для индивидуальных занятий, работать в кружках, посещать бассейн… Мы написали программу, вступили в проект – и получили федеральные и региональные средства на создание универсальной безбарьерной среды в школе. Хотим, чтобы детям с особыми нуждами было у нас комфортно. Уже оборудовали  пандус на входной группе для детей, которые приезжают в колясках. расширили дверные проемы в некоторых учебных помещениях, закупили мобильные лестничные подъемники гусеничного типа. Готовимся к переоборудованию бассейна. Будет еще много интересных вещей. Очень важно, что эти средства руководители школ могут тратить по собственному усмотрению, на закупку оборудования, которое необходимо той категории детей с ограниченными возможностями, которые учатся в нашей школе. Конечно, по закону я могу закупать без конкурса только оборудование стоимостью до 100 тысяч.

– Вы знакомились с опытом зарубежных коллег?

– Мы съездили в Германию и убедились, что там увлечение дистанционным образованием прошло уже лет десять назад. Там считают, что это – хорошая форма обучения для исключительных случаев. Вообще-то в Германии нам даже позавидовали: у них такой комплект оборудования детям с особыми нуждами домой не выдают.

– У вас есть гранты, победы в конкурсах. Что делать школам, у которых ничего подобного нет? Смогут они организовать полноценное дистанционное образование?

– Думаю, что смогут. Ведь на интернет-образование не затрачивается родительских средств. Нужен лишь быстрый интернет. Ребенку достаточно, например,  выйти на сайт виртуальной школы Тверской области (http://distant.tverobr.ru/) и выполнить задание. Дорого стоит только специализированное компьютерное оборудование для детей с особыми нуждами. Мы в школе, вложив в него средства, уже убедились, что оно хорошего качества и его хватает надолго. Как только в школу приходит ребенок, которому для занятий дома нужна особая мышь или накладка на клавиатуру, я достаю все это со склада и передаю по договору его родителям.

– Среди детей, которые иногда неделями вынужденно не посещают уроки, немало учеников малокомплектных сельских школ. Что могла бы сделать для них ваша школа?

– Мы думаем над этим. Хотя школа у нас городская, у нас учится немало сельских детей. В соседнем Еремковском сельском поселении закрылась основная школа, и ее ученики ездят на уроки к нам. Их привозит современный школьный автобус, полученный по муниципальному контракту. Но все же… техника есть техника. Если что-то случится с автобусом, если будут плохие погодные условия, мы бы хотели, чтобы дети из дома переключались на дистант. Я вижу это не как работу с индивидуальным преподавателем, а как трансляцию урока. Для этого в классе должна быть iP-камера, а у учителя – микрофон. Ребенок сможет зайти онлайн на соответствующую страницу и присутствовать на уроке в своем классе. Единственная проблема – такая камера стоит недешево.

– Значит…

– Значит, надо написать программу и выиграть грант.


* Государственная программа «Доступная среда» рассчитана до 2015 года. На ее реализацию предполагается выделить 180 млрд рублей. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и «Доступная среда» должна реализовать положения этой концепции и на практике. Сегодня в России только 5,5% российских школ приспособлены для осуществления программ инклюзивного образования. В 2013 году 76 регионов предполагают создать с этой целью сеть базовых школ.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Публикация статьи произведена при поддержке центра изучения английского языка «UK Club». В широкий спектр предложений центра «UK Club» входят курсы английского языка для детей. Эффективные методики преподавания, опыт и профессионализм сотрудников центра «UK Club» обеспечивают быстрое обучение устному и письменному английскому детей от 2 до 11 лет. Узнать больше о предоставляемых услугах и получить бесплатную консультацию онлайн-специалиста можно на официальном сайте центра изучения английского языка «UK Club» http://Club-UK.Ru