Елена Митякина: «Родители становятся тьюторами своих детей»
...Эта школа, которая отметила в 2012 году 75-летний юбилей,
входит в число немногих российских ОУ, где уже осуществляется
инклюзивное образование детей с особыми нуждами. Она успешно
объединилась с Центром психолого-педагогической реабилитации и
коррекции. Но еще раньше ее ученики, к которым учителя приходили домой,
смогли брать уроки по интернету с помощью уникального оборудования
фирмы «Apple». Как это удалось школе из небольшого городка? Об этом мы
разговарием с директором школы № 1 г. Удомля Тверской области Еленой
Митякиной.
– Многие директора ОУ
спрашивают: с чего начать? Вы, например, с чего начинали?
– Сначала мы стали ресурсной школой района по дистанционному
обучению. Нам хотелось дистанционно обучать детей с особыми нуждами,
которые не имели возможности посещать школу. Это не слишком
востребованная услуга: не так уж много детей, которые имеют показания к
надомному обучению и не имеют противопоказаний к работе с компьютером.
Многим детям, которые учатся дома, нельзя работать с мерцающим экраном.
К таким детям наши учителя по-прежнему приходят на дом.
Одновременно мы вошли в региональный проект «Дистанционное обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья». По этому проекту нам
были выданы полные комплекты оборудования фирмы «Эппл»: компьютеры,
сканеры, принтеры, вебкамеры, специальные мыши, колонки, микрофоны,
накладки на клавиатуру для слабовидящих… Дело в том, что только фирма
«Apple» предусмотрела те функциональные возможности для оборудования,
которые позволяют работать на компьютере людям с ограниченными
возможностями здоровья.
– Но не слишком
ли большой риск – отдавать в семьи такое дорогое оборудование?
– Это был наш следующий шаг: мы первыми в Удомле разработали
договоры для передачи оборудования на дом детям с ограниченными
возможностями здоровья. В договоре о передаче оборудования в
безвозмездное пользование, который родители этих детей заключают со
школой, прописаны все условия эксплуатации, ответственность сторон за
повреждения, права и обязанности школы и родителей, форс-мажоры и
риски, возможности разрешения споров. Этот договор мы согласовали с
комитетом по имуществу. При запуске проекта мы договаривались, что
сначала понаблюдаем за семьей и решим, можно ли передавать ей такие
дорогие вещи. Конечно, в договоре указано, что родители не вправе
предоставлять оборудование в субаренду, отдавать в залог, передавать
права и обязанности по пользованию третьим лицам… но кто знает? Если мы
видели, что ребенок с особыми нуждами растет в не очень благоприятной
семье, то ему сначала организовывали занятия на базе школы и смотрели,
что происходит у него в семье. Но пока не было ни одного инцидента.
Одной ученице даже отдали оборудование в детдом. Там ей сделали
отдельный уголок и за счет региона организовали точку доступа –
проводной интернет.
Следующий шаг – мы обучили родителей этих детей работать на эппловском
оборудовании. Родители тоже прошли курсы ИКТ-компетентности (от 6 до 8
часов) и получили сертификат. Так что дома они становятся тьюторами
своих детей.
– Учителя,
которые работают с такими учениками, находятся в иной системе
координат, чем их коллеги. Обучение больше не привязано к урокам. Дети
ведь могут обратиться к ним в любой момент, и учитель должен отвечать –
по скайпу или по электронной почте. Наверняка для этих учителей должны
применяться и какие-то иные принципы оплаты труда?
– Эти педагоги получают надбавки из стимулирующего фонда. Пока
другой возможности не вижу. В чем изменилась работа учителя? В том, что
они должны теперь дополнительно разрабатывать интернет-уроки. И если
они выходят к ребенку вечером – значит, у них днем пропал урок. Если ты
соблюдаешь условия договора, то круглосуточно должен быть в доступе. А
надбавки и премии мы платим.
– Часто
приходится слышать, что в будущем все образование станет дистанционным.
Это возможно?
– Поработав по этому проекту, мы поняли, что дистанционного
образования в чистом виде нет и не может быть. Дистант эффективен
только в сочетании со школьными уроками.
Я считаю – и это мое глубокое убеждение, – что всем детям нужно
общаться с учителями и со сверстниками «вживую» и находиться в школе.
Нельзя изолировать ребенка компьютером от живого общения. Дистанционное
образование полезно только при болезни с длительным лечением. Наши дети
учатся дистанционно при болезни, при плохих погодных условиях – когда в
снегопад их никто не сможет довезти до школы. Все ученики знают, что в
школе есть интернет-проект и что они в любой момент могут им
воспользоваться. Но мы мечтали не о том, чтобы им было интересно
выходить в интернет, а о том, чтобы им хотелось приходить в школу.
– И ваш
следующий шаг?
– Следующий шаг, который сделала наша школа, – вступила в
программу «Доступная среда»*. Один из разделов этой программы посвящен
инклюзивному образованию, которое сейчас востребовано в России. В нашей
школе дети с ограниченными возможностями уже сейчас могут встречаться с
учителями для индивидуальных занятий, работать в кружках, посещать
бассейн… Мы написали программу, вступили в проект – и получили
федеральные и региональные средства на создание универсальной
безбарьерной среды в школе. Хотим, чтобы детям с особыми нуждами было у
нас комфортно. Уже оборудовали пандус на входной группе для
детей, которые приезжают в колясках. расширили дверные проемы в
некоторых учебных помещениях, закупили мобильные лестничные подъемники
гусеничного типа. Готовимся к переоборудованию бассейна. Будет еще
много интересных вещей. Очень важно, что эти средства руководители школ
могут тратить по собственному усмотрению, на закупку оборудования,
которое необходимо той категории детей с ограниченными возможностями,
которые учатся в нашей школе. Конечно, по закону я могу закупать без
конкурса только оборудование стоимостью до 100 тысяч.
– Вы знакомились
с опытом зарубежных коллег?
– Мы съездили в Германию и убедились, что там увлечение
дистанционным образованием прошло уже лет десять назад. Там считают,
что это – хорошая форма обучения для исключительных случаев. Вообще-то
в Германии нам даже позавидовали: у них такой комплект оборудования
детям с особыми нуждами домой не выдают.
– У вас есть
гранты, победы в конкурсах. Что делать школам, у которых ничего
подобного нет? Смогут они организовать полноценное дистанционное
образование?
– Думаю, что смогут. Ведь на интернет-образование не
затрачивается родительских средств. Нужен лишь быстрый интернет.
Ребенку достаточно, например, выйти на сайт виртуальной школы
Тверской области (http://distant.tverobr.ru/) и
выполнить задание.
Дорого стоит только специализированное компьютерное оборудование для
детей с особыми нуждами. Мы в школе, вложив в него средства, уже
убедились, что оно хорошего качества и его хватает надолго. Как только
в школу приходит ребенок, которому для занятий дома нужна особая мышь
или накладка на клавиатуру, я достаю все это со склада и передаю по
договору его родителям.
– Среди детей,
которые иногда неделями вынужденно не посещают уроки, немало учеников
малокомплектных сельских школ. Что могла бы сделать для них ваша школа?
– Мы думаем над этим. Хотя школа у нас городская, у нас учится
немало сельских детей. В соседнем Еремковском сельском поселении
закрылась основная школа, и ее ученики ездят на уроки к нам. Их
привозит современный школьный автобус, полученный по муниципальному
контракту. Но все же… техника есть техника. Если что-то случится с
автобусом, если будут плохие погодные условия, мы бы хотели, чтобы дети
из дома переключались на дистант. Я вижу это не как работу с
индивидуальным преподавателем, а как трансляцию урока. Для этого в
классе должна быть iP-камера, а у учителя – микрофон. Ребенок сможет
зайти онлайн на соответствующую страницу и присутствовать на уроке в
своем классе. Единственная проблема – такая камера стоит недешево.
– Значит…
– Значит, надо написать программу и выиграть грант.
* Государственная программа «Доступная среда» рассчитана до
2015 года. На ее реализацию предполагается выделить 180 млрд рублей. В
2012 году Россия
ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и «Доступная среда»
должна реализовать положения этой концепции и на практике. Сегодня в
России только 5,5% российских школ приспособлены для осуществления
программ инклюзивного образования. В 2013 году 76 регионов предполагают
создать с этой целью сеть базовых школ.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Публикация статьи произведена при поддержке центра изучения английского языка «UK Club». В широкий спектр предложений центра «UK Club» входят курсы английского языка для детей. Эффективные методики преподавания, опыт и профессионализм сотрудников центра «UK Club» обеспечивают быстрое обучение устному и письменному английскому детей от 2 до 11 лет. Узнать больше о предоставляемых услугах и получить бесплатную консультацию онлайн-специалиста можно на официальном сайте центра изучения английского языка «UK Club» http://Club-UK.Ru