ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Образование-2012: панорама года в зеркале социологических исследований
Как всегда в декабре, подводим итоги. О чем тревожились, в чем
преуспели, каковы перспективы? Тут важно подобрать ключ к обзору, мало
ли кто как видит уходящий год. Президент – так, практикующий учитель –
так, редакция газеты еще как-то. Поэтому сегодня панораму года мы
представляем в зеркале свежих социологических исследований. Материалом
служат доклады на IV Всероссийском социологическом конгрессе, который в
этом году проходил в Уфе. Разумеется, ряд его секций и сессий был
посвящен проблемам образования, но что интересно: и на всех других,
как, например, «Социология труда», речь обязательно заходила о
проблемах формирования молодого человека. И лезла эта проблема
из всех щелей…
Так что здесь дайджесты не из специализированных исследований, а из
тех, в которых тема образования возникает как побочная…
Правда о «человеческом
капитале»
В 2012 году это словосочетание активно продвигалось в умы
граждан, и социологи активно изучали феномен человеческого капитала.
Согласно стратегии 2020 человеческий капитал у нас – основа новой
модели экономического роста. Несмотря на явную противоречивость
понимания структуры человеческого капитала, все исследователи
единодушны в признании огромного значения образовательного фактора.
Многие исследователи пытались отделить влияние фактора образования на
рост будущих доходов от влияния здоровья, способностей, социального
происхождения. И все-таки результаты, к которым пришли разные ученые,
практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за
исключением образования, составляет не более 40%, следовательно, 60%
жизненного успеха обеспечивает образование.
Но если педагоги формируют будущее человека почти на две трети, почему
формирование качественного педсостава школ до сих пор не стало
стратегической задачей государства? (И.Тюплина, Магнитогорск)
Ну а что там на самом деле? Исследование структуры мотивов
труда показало: она сегодня однофакторная. Не только для рабочих, но и
для профессионалов с высшим образованием, учителей в том числе,
основным мотивом труда является заработок. Все остальные мотивы на
порядок уступают и лишь дополняют основной. Правда, за последние
двадцать лет мы незаметно перешли от мотивации избегания (лишь бы не
потерять работу) к мотивации достижения (хочу квалификацию, или
интересное дело, или самоутвердиться, или сделать карьеру). А вот
работать «за идею» уже никто не готов. (А.Темницкий,
Москва)
Мотивации труда – частый предмет исследования. За последние
двадцать лет мы прошли период адаптивной гибкости, когда трудовая
мотивация ждала изменений в сознании, готова была стать новой
ценностью. До 2008 года – точно. В людях жило стремление чего-то
достичь, было желание желать. А вот после установился чисто
экономический подход к мотивации». Это травматично для человека, его
трудовое поведение меняется, так как прежняя модель хорошего работника
не поддерживается. Поэтому на нынешнем этапе колоссальный размах
приобрели трудовые конфликты и дискриминация. В таких условиях
воспроизводство человеческого капитала – задача неподъемная. (Е.Андрианова, Тюмень)
«Образование – услуга по развитию нравственности»
Хотя эта крылатая фраза 2012 года принадлежит педагогическому,
а не социологическому исследованию, ролью учителя в современном мире
социологи тоже интересуются.
Оказывается, в эпоху межвременья никто точно не знает, какое поведение
учителя позитивное, а какое нет. Главное, неизвестно, когда узнаем,
потому что никто над этим не работает. И все-таки, кто мы, учащие?
Такой, например, самоидентификатор может быть. Сейчас население
уверено: мы живем в мире услуг, и одна из ключевых отраслей, которые
предоставляют услуги, – это образование. Обществу потребителей важно
ощущение значимости себя как клиента, а также адекватность качества
затратам. И педагоги, согласны они с этим или нет, оказываются
включенными именно в такие отношения.
За рубежом вопросы качества обслуживания давно проработаны, продуманы
критерии, определены процедуры этой оценки, а нас все еще трясет от
самой постановки вопроса. Выбирать придется одну из двух систем:
американская акцентируется на сопоставлении реального факта с эталоном,
а европейская оценивает качество с позиции удовлетворенности
потребителя. Что именно подходит для определения образовательной услуги
нам – пора решать. (Г.Меньшикова,
Санкт-Петербург)
Да, пора решать многие вопросы. Например, что такое коллектив
в условиях размывания общности интересов работников. Не клетка же с
конкурирующими за милость хозяина особями. И если советский тип
отношений – сочетание личных и общественных интересов – приказал долго
жить, а западноевропейская модель включенности личности в группу
кажется нам холодной и прагматичной, то надо самим что-то делать, чтобы
не забывать о взаимопомощи и неформальных отношениях с коллегами. (О.Бурова, Пермь)
И это лейтмотив многих исследований: хотим мы или не хотим, понимаем
ли, контролируем ли, а все равно процессы изменений влекут нас – или
волокут.
«Декларируемая удовлетворенность
деятельностью»
Поскольку отказываться от иллюзий мало кто собирается, у
социологов появилась эта тонкая формулировка: «декларируемая
удовлетворенность политическими институтами». Никто не отрицает, но
каждый дистанцируется, не верит, не надеется. Поговорили про
модернизацию – и забыли. Про инновации. Про компетенции. За-бы-ли! Не
нашего ума дело: чтобы изменить институты, надо менять политику, для
модернизации политики надо пересматривать идеологию, работать с
сознанием людей, разъяснять про цели, принципы, задачи, развенчивать
мифы и стереотипы и так далее. Сложно. А так – попроизносили слова,
что-то сгенерировали, понимая в глубине души, что ничего нового к этой
гнилой системе не прирастет, разве пришивать колючей проволокой.
Главное, региональные различия в политическом поведении граждан и их
политических ценностях невелики. С 2006 года собирались данные, которые
теперь гласят: все равно мы движемся с Европой в том же направлении,
все равно мы участники всемирной модернизации. Но по описаниям
состояния политических установок общества – крайне пассивные,
неуверенные, тревожные. (А.Андреенкова,
Москва)
Красноречивым показателем тревожности ученые считают
недоверчивое и отчужденное отношение к институтам правопорядка.
(Л.Беляева, Москва) Однако этот ученый отмечает разный уровень
напряжения социального пространства по регионам. Где-то «добровольная
вестернизация», то есть инновационность, приживается, и это регионы
побогаче, с хорошими культурными традициями, а где-то – никаких шансов.
На эту же тему – другой исследователь: чтобы добиться успеха в
модернизации, надо задействовать потенциал регионального и
культурно-типологического своеобразия. Вопрос – как он создается?
Условия выделены такие: автономность, самодеятельность, уникальность. И
разумеется, их тонкая интеграция. Другое дело, что воспитывать
автономных субъектов стало некому и некогда. Тогда получайте: «Согласно
соционическому анализу потенциал эволюционного развития страны на 2012
год исчерпан. Господство эволюторов (организаторов процесса) и
энергопоглотителей несовместимо с выживанием социума – выявлен дефицит
на дарителей и трансляторов энергии. Рецепт сохранения России прост:
развитие федерализма, расширение автономии и суверенитета регионов,
местное самоуправление, гарантия самостоятельности всех субъектов». (В.Антошкин, Москва)
Доказательством послушной зависимости местных руководителей
(их родовая черта) служит исследование, посвященное анализу
региональных инновационных программ. Результаты разгромные: программы
не имеют структуры, сроки реализации нереальные, на местные реалии
совершенно не ориентируются, специфика региона нигде не учитывается.
Показатели и индикаторы реализации или не прописаны, или не соотносятся
с аналогичными показателями для федеральных программ. Финансовое
обоснование расходов из головы, риски и угрозы тоже относятся к
догадкам и предположениям. Но будем справедливы: Санкт-Петербург,
Татарстан и Свердловская область молодцы, предрекают, что колыбель
российского будущего подвешена здесь. (А.Балякин, Москва)
«За нас все сделают технологи»
Один из самых больших рисков инновационного процесса – риск
принципиального упрощения всех систем. Это чревато самыми разными
последствиями – в том числе психологическими и культурными. (Е.Боев, Курск)
Раньше образование обеспечивало готовность человека к жизни,
знало, что оно делает и как. Теперь оно должно обеспечивать условия,
сохранять баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Что
это? Как это? Малопонятно.
Однако вернемся к человеку. За последние четыре года у студентов первых
курсов значительно снизились показатели внимания, память, логика.
Снижаются средние результаты теста Бурдона (концентрация и устойчивость
внимания). Снижается мотивация на учебу. Ухудшились показатели
невербальной логики (умение мыслить внутри себя). И далее:
экстраверсия, уровень тревожности выше нормы, они требуют постоянного
внимания к себе и опеки от преподавателя. А вот со сверстниками общение
некомфортное, низкий уровень эмпатии, склонность к компромиссам. (А.Потапова, Москва)
Притом молодежь недооценивает саму идею профессионального
призвания, и в словосочетании «высшее профессиональное образование»
акцент ставится на первое слово. Выбор профессии обосновывается
статусными решениями, знаковым потреблением образовательных продуктов.
(О.Белова, Екатеринбург) В отсутствии ли грамотного
профконсультирования, по причине ли непроявленности интереса в процессе
учебы в школе, но выбор вуза все чаще ошибочный. Сейчас 98% процентов
старших школьников собираются продолжить обучение в вузе, но оно их не
интересует и в их глазах имеет низкую ценность. Но позвольте,
если образование – это проект будущего, то жизненная стратегия – это
его реализация. По уму, на словах – да. А на деле так: если молодежь,
окончившая вуз в конце 90-х – начале 2000-х, была настроена на
следование выбранному пути, искала работу по профессии, но ничего,
кроме разочарования, не обрела, разве пришла к прагматичным решениям
(Я. Дидковская, Екатеринбург), то нынешние сразу знают про условия
недостаточных возможностей и очаровываться не собираются.
А что происходит? Казалось бы, кругом только положительные
цифры, процессы набирают обороты, а перспективы у детей нет.
Современный студент на портрете: растерянный, стоящий перед дилеммами
професcий человек. (Т.Пакина,
Нижний Новгород).
Технологий тьма, всюду имитируется деятельность, а потеря
интереса к работе наступает еще до получения диплома. Так что же? Либо
образованию пора исчезнуть как рудименту, либо надо вырваться на
простор социальной мобильности и личной ответственности. Стоять в
растерянности на перепутье уже хватит.
Статья опубликована при поддержке интернет проекта «Навигатор образования». «Навигатор образования» - это сайт, который поможет узнать последние новости образования России и стран зарубежья, найти информацию об образовательных учреждениях, выставках и встречах, а так же содержит большое количество полезных статей и публикаций, посвященных развитию системы обучения людей различных возрастных групп, от дошкольников, до студентов ВУЗов. Сайт интернет проекта «Навигатор образования» располагается по адресу http://FullEdu.Ru