Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Законопроект «Об образовании в РФ»: социальные гарантии учителям - расширены

18 декабря Госдума приняла во втором чтении Законопроект «Об образовании в РФ». И теперь можно с уверенностью сказать, что главный рубеж пройден: третье, чисто техническое чтение состоится до конца года. Напомним, два года назад проект документа был опубликован в интернете для общественного обсуждения, было предложено около 20 тыс. поправок. В Госдуму проект закона поступил в период осенней сессии, с этого момента в адрес Комитета по образованию поступили обращения, предложения и замечания более чем от 600 тыс. граждан. За два месяца подготовки ко второму чтению (первое состоялось 17 октября) депутаты профильного комитета рассмотрели почти 1700 поправок, 575 из которых были рекомендованы к принятию.

Народные поправки приняты, и это хорошо

Важно, что в законопроект вернулись социально значимые положения, которые по требованию Минфина были изъяты из документа к моменту его рассмотрения в первом чтении. Такие как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для педагогов, проживающих и работающих в селах и поселках городского типа. Закреплена и норма о том, что расходы на оплату труда учителей не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ.
Отчасти и благодаря тому, что из тех 600 тыс. граждан, которые обратились в профильный комитет Госдумы, порядка 375 тыс. высказались за социальные гарантии сельским учителям, 119 тыс. – за уровень зарплаты педагогам не ниже средней по экономике региона, 169 тыс. – за учет мнения сельских жителей при принятии решения о ликвидации или реорганизации школ.
И благодаря многим другим принятым поправкам закон из расплывчатого и декларативного стал более конкретным.
Например, существенно переработана статья, посвященная сетевой форме реализации образовательных программ, позволяющей школам более эффективно использовать не только собственные возможности, но и привлекать ресурсы других организаций.
Расширены возможности применения в школах электронных учебников и пособий.
Уточнены вопросы, касающиеся семейного образования и самообразования.
В ранг государственной политики возводится выявление, поддержка и сопровождение лиц, проявивших выдающиеся способности.
Закрепляется положение о парламентском и общественном контроле за процессом модернизации российского образования: отныне правительство обязано ежегодно отчитываться о реализации гос­политики в сфере образования не только перед народными избранниками, но и перед самим народом, публикуя доклад в интернете.

Многие депутатские поправки отклонены, и это не радует

Коренное положение о зарплате педагогов депутат Смолин считает неполным по двум причинам: во-первых, оно относится только к учителям и не распространяется на другие категории педагогических работников; во-вторых, к средней по экономике региона, по его мнению, следует приравнивать не зарплату учителя, а ставку, так как в противном случае повышение зарплаты будет достигаться главным образом за счет интенсификации труда учителя, работы на полторы-две ставки.

И вообще: из 219 поправок, предложенных КПРФ ко второму чтению, были одобрены единичные, касающиеся детей-инвалидов (право выбора учреждений и форм обучения детей, социальные стипендии для инвалидов боевых действий и инвалидов с детства). Хотя восстановить право детей-сирот на внеконкурсное поступление в вуз так и не удалось.
В числе отвергнутых были поправки не только коммунистов. Целый ряд социально значимых норм не нашел поддержки. Так, не удалось добиться организации бесплатного питания для школьников и студентов. Не была поколеблена норма о безальтернативном ЕГЭ в качестве формы итоговой аттестации. Как и запрет на введение религиозного компонента в образовательные программы, попытка отклонить обязательность «Основ религиозной культуры и светской этики» не прошла.

Новый закон в оценках и мнениях

Недовольны законом представители оппозиции. По их мнению, системный недостаток закона состоит в консервации нынешних недостатков, в том числе нормативно-подушевого финансирования, приведшего к массовому закрытию сельских школ, обязательного ЕГЭ, принудительного Болонского процесса, школьных стандартов. По мнению заместителя председателя Комитета по образованию, представителя «Справедливой России» Виктора Шудегова, «данный законопроект сохраняет качественное образование только для избранных...». В своем выступлении он заявил: «Сегодня нам нужен принципиально иной закон об образовании, который бы обеспечил прорывное развитие системы образования, расширил бы право граждан на качественное образование и сформировал устойчивый рост образованности населения».
Очень рады принятию закона представители партии власти. Заместитель председателя профильного комитета Надежда Шайденко уверена: «Наш проект четко прописывает приоритетность сферы образования, его бесплатность на определенных этапах и светский характер… вряд ли этот закон рассчитан на 20 лет, так как чрезвычайно быстро меняется жизнь, и вероятно, правительство примет решение работать над Образовательным кодексом, включающим все проблемы образования».
Кстати, выбор между законом и кодексом стоял в самом начале обсуждения идеи создания нового документа, но выбрали закон.
Итак, сегодня оппоненты критикуют новый закон за обилие отсылочных норм – к Гражданскому, Трудовому, Бюджетному кодексам, потому что это риск внесения в него многочисленных поправок в ближайшей и отдаленной перспективе. Но если так – стоило ли огород городить, то есть создавать столь же неопределенный закон, каким был предыдущий?
Примечательно, что уже сейчас депутаты предлагают составить некий «лист ожидания» для принятия норм «отложенного действия», требующих изучения и апробации...


Обсуждение поправок к Законопроекту «Об образовании в РФ» 

Фрагменты стенограммы. Заседание ведет председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев.


Поправка. Финансирование образования в России составляет половину от минимальной потребности. Никто в мире не осуществлял модернизацию, когда финансирование образования составляет 4 процента от ВВП. По словам Дегтярева, такое предложение противоречит бюджетному кодексу. Поправка отклонена.

Поправка. Предоставить компенсацию тем семьям, которые обучают детей на дому. Поправка отклонена.

Поправка. Приравнять педагогов младших классов к остальным педагогам, тех, кто работает в музыкальных школах и кружках, – также. Дегтярев: их работа отличается от тех, кто осуществляет основное образование. Отклонено.

Поправка о праве бесплатного посещения музеев педагогами. Дегтярев: это сфера закона о культуре. Отклонено.

Поправка о надбавке для выпускников педвузов 50% в первые три года, льготы по отоплению, освещению для сельских школ. Дегтярев: норма избыточна. Отклонено.

Поправка о надбавках за ученые степени в системе среднего образования. Дегтярев: отклонено.

Поправка, приравнивающая учителей к госслужащим, отклонена. Дегтярев: норма неправомерна, потому что другие работники в социальной сфере тоже захотят, чтобы их приравняли к госслужащим.

Поправка о бесплатном перемещении детей-инвалидов до школ. Поправка отклонена.

Поправка о бесплатной коррекционной помощи инвалидам младшего возраста, это приведет к сокращению числа инвалидов и даст возможность лечиться. Дегтярев: это в компетенции Минздрава. Отклонено.

…А по принятым поправкам статистика красноречивая: рекомендованы к принятию 61 от ЕР, 16 от КПРФ, 6 от ЛДПР и 3 от СР.

PS. 

Уже поступают сообщения от учителей, познакомившихся с новейшей редакцией закона. Кто-то раздосадован, а кто-то удовлетворен:

– Посмотрел текст закона после второго чтения на предмет своих замечаний. Увы, все мимо... Так, к сожалению, и не появилось оснований для передачи данных из школы в муниципальные органы для «ведения учета детей, подлежащих обучению».

– Порадовало исчезновение оборота про «порядок, определяемый органом...» в отношении учета успеваемости и промежуточной аттестации. Это было главным препятствием к отмене бумажных журналов.