Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

NON/FICTION


Олейников Алексей

«Ребенок приходит в мир, чтобы определить свое предназначение»

В педагогике Александра Тубельского открывается новая страница

Рады сообщить читателям, что на книжной ярмарке NON/Fiction № 14 прошла презентация новой книги Издательского дома «Первое сентября», которую мы подготовили совместно с Центром образования «Школа самоопределения».

Заранее собрались друзья, коллеги, ученики Александра Наумовича – те, вместе с кем он не один десяток лет шел к своей мечте, строил педагогику самоопределения в пространстве реальной общеобразовательной школы не в самом престижном районе. Пришли и люди, лично Александра Тубельского не знавшие, но наслышанные, обретшие в его педагогических идеях надежного союзника. Останавливались и просто проходившие мимо – перед словами «Ребенок приходит в мир, чтобы осуществить свое предназначение», – кто же не остановится.
Сам Александр Наумович Тубельский книг по педагогике не писал, разве что собирался. Он дышал своей школой и не мог оторваться от живого дела. А когда ушел – из письменных свидетельств его жизни в педагогике остались многочисленные разрозненные статьи, интервью, заметки.
Их собирали, над ними думали, и вот – книга! Случилась, да какая!
Юлия Грицай, директор Школы само­определения:
– После смерти Александра Наумовича школа, конечно, сама хотела создать педагогическую историю – свою и своего директора. Но каждый представлял ее настолько личностно, настолько страстно, что споры шли бесконечные и единый образ книги не возникал. Хорошо, что писателю и журналисту Андрею Русакову удалось это сделать.
И правда: у каждого, кто захотел выступить на презентации, был «свой Тубельский», что значит – всякий встретившийся с ним хоть раз получал от него сугубо личное послание. И в нем был весь Тубельский. Он был – весь – в каждой случайной истории, которыми делились собравшиеся.
О созвучии времени и судьбы Тубельского говорил Евгений Бунимович, Уполномоченный по правам ребенка в Москве:
– Александр Наумович пришел в педагогику в счастливое время, оно словно ждало именно его. Многое можно было сделать, и он сделал и в каком-то смысле сам стал образовательной эпохой. Она и закончилась с его уходом. А первым уполномоченным по правам детей был именно Тубельский. Это право ему дал сам дух его педагогики: свобода, достоинство, самоопределение. Но это всегда не ко двору, всегда кажется лишним. У нас до сих пор нет адекватного инструмента, чтобы в полной мере воплотить сложнейшее устройство пространства его идей.
Андрей Русаков, составитель книги, признался, что и сам не ожидал, что книга получится авторской и в ней зазвучит живой голос Александра Тубельского. Собранная из отрывков и фрагментов, она вдруг выстроилась, и целое оказалось больше суммы своих частей. Случилось радостное чудо.
Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», подошла к книге с практических позиций:
– Все больше родителей отказывают в доверии системе государственного образования и вообще модели школьного обучения. Все больше родителей предпочитают давать знания своим детям самостоятельно. И главный вопрос, который они адресуют системе гособразования, – почему школа забирает почти все личное время ребенка и ничего не дает взамен?
Если речь идет только о системе формальных знаний, то таких жертв не требуется. Но был Тубельский, и ему было важно, чтобы ребенок в школе жил, чтобы его жизнь там не рвалась и не нарушалась. И только теперь начинает доходить содержание его педагогики: если школа не дает ребенку жить, зачем она нужна? Тубельский знал и этот вопрос, и ответ на него. Знал – и делал.
Сегодня, чтобы сохранить школу как важный для развития ребенка институт, нам надо слушать Тубельского.