О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Одна из самых сложных задач школы – обеспечение педагогической
поддержки личностного развития так называемых проблемных детей, то есть
детей, у которых возникают серьезные трудности в обучении и в общении с
учителями и сверстниками. В решении этой задачи педагогам может помочь
особым образом организованный психолого-педагогический консилиум.
Ключевые аспекты подготовки к проведению такого консилиума описаны в
статье профессора Фаины Кевли «Психолого-педагогический
консилиум как творческая мастерская по педагогической поддержке
личностного развития ребенка» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 6 за 2012 год).
Фаина Кевля выделяет шесть этапов работы такого консилиума:
предпрогнозный, диагностический, прогностический, ресурсный,
рефлексивный, результативный. Каждый этап имеет свои цели, которые
решаются посредством специфических методов.
Особое внимание автор акцентирует на следующем моменте: если консилиум
организован правильно, каждый учитель «вдруг» осознает, что
воспринимает ребенка односторонне, прежде всего с позиции своего
предмета, математики или истории, а не как целостную, живую, порой
очень интересную личность. Включается эффект эвристического и
комбинаторного мышления, и возникает многогранный, многоцветный портрет
человека, который в разных видах деятельности выглядит по-разному.
В публикации приводятся конкретные случаи из практики, к примеру,
история восьмиклассника Вани, которого на неделю исключили из школы за
оскорбление классного руководителя, а также за неудовлетворительные
отметки по нескольким предметам в первой четверти. Практически все
учителя видели причину проблем подростка в педагогической
несостоятельности родителей. Однако в ходе консилиума выяснилось, что
настоящие причины школьной неспешности в другом: медленный темп работы,
низкая техника чтения, особенности памяти и правополушарного мышления.
Обостренное чувство собственного достоинства и раздражительность от
непонимания привели к постоянным конфликтам с учителями и обострению
ситуации. Осознав это, участники консилиума пришли к выводу о
необходимости изменений в школьной микросреде. Совместно с учителями
они продумали систему мер по активизации возможностей и способностей
подростка, усилению его позиции в классном коллективе. В результате
Ваня успешно завершил вторую четверть, а затем и учебный год.
В школьном образовании все чаще используются сетевые онлайн-дискуссии.
При этом, как правило, практикуется очень простой способ организации
работы, когда педагог лишь формулирует выносимый на обсуждение вопрос,
а последующие дебаты разворачиваются, так сказать, стихийным образом.
Между тем, как отмечает Евгения Буденкова в статье «Онлайн-дискуссии: преимущества
и методика проведения» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, № 6 за 2012 год),
существуют исследования, которые показывают, что структурированные, то
есть организованные по специальному дидактическому сценарию
онлайн-дискуссии, на порядок более продуктивны, чем
неструктурированные. Автор публикации подробно описывает методы,
которые могут быть положены в основание подобных дидактических
сценариев (аргументационную модель С.Тоулмина, метода «Конструктивный
конфликт» и метода использования репрезентационных структур
научно-исследовательских артефактов). В статье также приводится пример
конкретного сценария, даются рекомендации по созданию учебных
материалов для тематической дискуссии, организации изучения и
обсуждения этого материала в парах и группах с последующим обобщением и
презентацией групповой работы.
Отметим, что автор дает множество ссылок, ведущих к интернет-ресурсам,
на которые учителям стоит обратить внимание в процессе подготовки
онлайн-дискуссии. В частности, даются ссылки на систему управления
обучением Moodle (она может стать основной платформой для проведения
дискуссии) http://docs.moodle.org,
сервисы для создания вики-сайтов www.wikia.com,
http://www.wikispaces.com,
сервисы для размещения презентаций http://slideshare.net, www.zoho.com, сервис
для создания ментальных карт www.mind42.com и другие ресурсы.