О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Мэй-Лин Хопгуд
Как эскимосы сохраняют
своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего
ребенка
М.: Центрполиграф, 2012
Автор – журналистка, живущая в традициях американской культуры
и быта, где молодые семьи существуют отдельно от бабушек и дедушек; в
доме, где растет младенец, непременно есть коляска, кроватка, баночки
детского питания и упаковки памперсов. Однако с появлением в семье
новорожденной Мэй стала обращать внимание на то, как растят детей
представители других народов. Некоторые обычаи «заставляли поражаться,
смеяться или задыхаться от ужаса. Но теперь, став мамой, я понимаю, что
во многих случаях есть обоснованные, если не сказать крайне весомые
причины, почему люди поступают так». Она стала разыскивать информацию о
национальных особенностях воспитания, обращаться за комментариями к
специалистам и, самое главное, пробовать некоторые подходы в своей
родительской практике.
В японском детском саду, например, воспитатель не пресекает детские
ссоры и даже драки, если нет непосредственной угрозы здоровью. Там
считается, что дошкольники вполне могут сами разрешать свои конфликты,
«чтобы они росли сильными и умели стойко держаться». Продолжая
интересоваться отношением разных народов, автор выяснила, что далеко не
все родители считают хорошее поведение благом: «Многие американские
индейские племена категорически не признают идеальным покорного или
послушного ребенка».
Не менее странным для представителя западной культуры кажется обычай
аргентинцев брать с собой детей повсюду: в ресторан, на вечеринки. Те
вертятся около взрослых, танцуют до глубокой ночи, засыпая на два-три
часа в уголке дивана или на сдвинутых стульях. И вырастают ничуть не
менее здоровыми, чем их сверстники, растущие с соблюдением строгого
режима дня. То же можно сказать о маленьких французах, которые с
младенчества едят разнообразную «взрослую» еду – родители тем самым
воспитывают у них вкус к хорошей кухне. Или о малышах народа майя,
которые с двух-трех лет работают: кормят цыплят и стирают одежду,
причем «зачастую стремятся сделать больше, чем их просят».
Разумеется, не все подходы покажутся нам приемлемыми, но узнать о них –
лишний повод задуматься о воспитательных ценностях и о корнях наших
традиций.
Ф.
Феррер-и-Гуардия
Современная школа
М.: Либроком, 2012
Сегодня имя, указанное на обложке, знакомо далеко не каждому.
А в 1909 году, читаем мы в предисловии, по всей Европе организовывались
комитеты в защиту этого испанского общественного деятеля и бунтаря,
арестованного по сфабрикованному обвинению. Последним его детищем стала
Международная лига рационального воспитания детей, а последними словами
во время казни: «Дети мои, цельтесь получше! Это не ваша вина. Я не
виновен. Да здравствует Свободная школа!»
Какие же принципы защищал Феррер такой ценой? И как же власти должны
были их бояться, чтобы дело дошло до расстрела, вызвавшего массовое
возмущение от Мехико до Петербурга! История заключается в том, что
испанское образование в те годы находилось под жесточайшим контролем
государства и церкви. А Феррер организовал школу, где педагоги должны
были ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка и стремиться
к его развитию.
Некоторые его высказывания трогают своей горячностью и революционным
настроем. Иные идеи – о необходимости гигиенических требований или о
совместном обучении мальчиков и девочек – воспринимаются как очевидные
(еще бы!) через сто с лишним лет.
Но некоторые его принципы выглядят все еще остро современными.
Например, «вся ценность образования заключается в уважении к
физической, интеллектуальной и моральной воле ребенка... Но нет ничего
легче, чем извратить эту истину, и нет ничего труднее, чем следовать
ей». Тут он прав в высшей степени. Подобные идеи хоть и перестали быть
поводом для расстрела, но в практику входят не без труда.