Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Леонтьева Ольга

Компетентностный подход: пора распаковывать педагогический багаж!

Интуитивно каждый учитель знает, что такое обучение компетенциям. Попробуем перевести эти интуиции в методические формы

Сегодня многие школы уже работают по стандартам второго поколения, в которых основной целью обучения провозглашены компетенции. Однако декларировать компетентностный подход проще, чем воплотить его в жизнь: мало кто понимает, как можно проверять и оценивать развитие компетенций. С чего начать? Каких проблем опасаться? 

Случайно услышала разговор двух мам. Одна возмущенно жаловалась: «Представляешь, на уроках английского дети только мультики смотрят, а учить все приходится дома самим. Контрольную на пятерки из целого класса написали двое, один из них мой сын – он занимается с репетитором три раза в неделю. Не школа стала, а черт знает что!» Подруга грустно кивала в ответ.
Тем не менее именно с просмотра мультфильмов на уроках иностранного языка в начальной школе может начинаться увлекательная, полезная работа по развитию учебных, познавательных, общекультурных и многих других компетенций. При этом обязательно будет расти и знание языка. Вполне возможно, педагог все делает идеально, в точном соответствии с требованиями ФГОС, но реакция мамы показывает, что не все так просто, как нам хотелось бы: придет время выставлять отметки, детям дадут задания на знание правил и слов, и тогда…
В подобную ситуацию может попасть любой учитель, который, стремясь следовать новым стандартам, пробует на своих уроках развивать у детей базовые компетенции. Как бы тонко ни были спланированы занятия, дети (и их родители!) должны понимать, чему они учатся и как будут проверяться результаты.
Парадокс ситуации состоит в том, что способов проверки компетенций, динамики их развития накоплено много, они есть в багаже опыта каждого педагога. Однако не всегда получается методически грамотно использовать их в образовательном процессе.
Дело в том, что в России эти методы накапливались в системе дополнительного образования и внеклассной работы; перенести методики в классно-урочную систему довольно трудно. Много приемов существует у финских педагогов, однако и там они не систематизированы, потому что в этой стране каждый учитель самостоятельно разрабатывает способы проверки компетенций, которые он развивает у школьников.

Сотрудничество

Прежде чем начать проверять развитие компетенций у школьников, давайте подумаем.., что это такое. Не будем повторять научные определения, а попробуем объяснить детям, родителям это понятие простым и доступным языком. Сложно? Очень. Интуитивно ясно, что оно означает, но не более. Многочисленные дискуссии с педагогами и учеными показывают, что единого и четкого его понимания сегодня не существует.
 Если бы такая ситуация сложилась во внеклассной работе, учитель, который не боится уронить свой авторитет в глазах детей, сказал бы об этом честно. Например, нужно подготовить выступление на смотр песни и строя, а единых требований нет – смотр проводится первый раз. И естественно, взрослый может признаться, что не вполне понимает поставленную перед ними задачу, но предлагает вместе подумать над ее решением. Начнется совместная работа, всем станет интересно, результат обязательно будет. И главное в нем не только место на конкурсе, но развитие у ребят умений анализировать поставленную задачу, договариваться, планировать, тренироваться… В общем – развитие многих компетенций. Если так работать с детским коллективом, то каждое новое задание станет пониматься быстрее и можно будет гордиться достижениями каждого.
Попробуем представить, как этот же прием можно использовать в учебном процессе – для проверки степени развития компетенций. Для начала нужно признаться, что понятие непростое, попробовать объяснить, что же такое компетенции, выслушать вопросы (ох как это сложно!) и предложить придумать всем вместе способ их проверки. Компетенции – понятие объемное, в него входят и знания, и опыт, и умения, но проявляться все должно в некоей осознанной деятельности. Во время такого обсуждения педагог будет демонстрировать не свое непонимание, а свою готовность учиться, анализировать, сотрудничать и многие другие компетенции. Собственно говоря, только в этом случае учитель сумеет заинтересовать детей, создать ситуацию, в которой они захотят понять, смогут ли они действовать так же, как продемонстрировал взрослый человек.
Например, в рамках учебно-познавательных компетенций часто рассматривают так называемую функциональную грамотность – умение в пись­менном тексте выделить главное, отличить факты от домыслов, проанализировать и использовать прочитанное. Можно долго объяснять, как это важно, а можно показать, насколько такое умение полезно. Так, учитель биологии может попросить принести описания различных лекарств, прочитать вслух одно и его проанализировать: показать свое умение это делать относительно конкретных условий. А потом предложить ребятам сделать то же самое – в группах или индивидуально, показать возможные опасности, ведь незнание терминов может привести к летальному исходу!
Демонстрация учителем своих компетенций будет мотивировать ребят сначала на то, чтобы они захотели проверить себя в том же ракурсе, а в дальнейшем – на обучение необходимым для жизни и учебы компетенциям.
После демонстрации собственного уровня (не страшно, если что-то не получится; желание развиваться – одна из главнейших компетенций!) можно предложить придумать способы проверки одной или нескольких компетенций. Вариантов много, и более чем вероятно, что дети предложат какой-то новый и очень оригинальный. Такая работа – хороший способ для представления ценностно-смысловых, информационных, общекультурных компетенций. Во время обсуждения ребята поймут, чему их учили, что предстоит освоить, смогут сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним – начнется самооценивание.

Примеры

Конечно, чтобы «завести» ребят на такой разговор, нужно иметь в запасе несколько готовых приемов, хотя бы для того, чтобы показать возможные пути демонстрации компетенций. Вот самые простые примеры, которые могут заинтересовать учителей-предметников, взятые из опыта финских школ.
В учебно-познавательную компетенцию входят умения планировать, анализировать, вычленять главное, адекватно оценивать свой уровень. Мне довелось присутствовать на уроках одного учителя, который, работая в 7 классе, поставил с начала учебного года для себя (и объяснил это детям!) задачу на основе материалов программы развивать умение анализировать услышанное (прочитанное, увиденное) как основополагающую часть учебно-познавательной компетенции. Учитель истории читал лекцию, а дети почему-то записывали не его слова, а что-то совсем другое. Я обратила на это внимание русскоговорящего мальчика, который сидел рядом. Он попросил не отвлекать, а на перемене объяснил: нужно не конспектировать лекцию, а записывать свои мысли по поводу услышанного; потом преподаватель просматривает тетради и самые интересные записи обсуждают все вместе; во время итоговой проверки школьникам дадут возможность пользоваться своими заметками.
Этот способ можно легко применить сейчас, ведь середина учебного года – хорошее время для начала актуализации у ребят самоанализа по развитию их компетенций. Во время итогового урока ученикам предлагается прослушать 10-минутную лекцию, но записывать только свои (возникшие во время рассказа учителя) вопросы и идеи. Потом их обсудить, показав значимость личного взгляда. Скорее всего не все справятся с заданием, но наказывать за это не стоит. Лучше предложить время от времени повторять аналогичную работу, чтобы ребята могли понять, развивается ли у них эта компетенция.
Другой пример проверки уровня развития учебно-познавательной компетенции я увидела на экзамене по биологии. Задания были сформулированы очень жизненно – учительница проверяла уровень владения креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Из двадцати заданий каждый мог выбрать любые десять и дать свой вариант ответа. Часть вопросов не имела единого правильного решения, требовалось, например, используя любые источники (книги, интернет), описать свои приготовления для путешествия по саванне (что необходимо взять в дорогу, другие дополнительные действия), поставить научные задачи для такого путешествия (повторю, что работа шла на уроке биологии), выдвинуть гипотезу, наметить пути решения поставленной проблемы. В других – давалась реальная, не решенная наукой задача и предлагалось разработать программу действий ученого для нахождения ответа на нее. Подобные задания можно сформулировать на любом предмете, обсудить полученные варианты в парах, группах, классе. И снова – не отметки, а анализ результатов каждого!
Почти все компетенции проверяются в Финляндии на итоговом экзамене по чтению и литературе. Экзамен проводится в двух вариантах.
Первый: выпускнику дается новая для него книга, которую он должен прочитать (экзамен длится два-три дня!) и написать оригинальное эссе, ссылаясь на чужие взгляды на книгу (их нужно найти!), споря или соглашаясь с другими людьми.
Второй: выпускнику дается интересная для него тема, проблема, которую он должен проанализировать, сравнить позиции разных людей по этой проблеме, выдвинуть и обосновать свою точку зрения. Это один из самых сложных экзаменов, хотя основная его часть проводится вне школы. Ребята работают в библиотеках, ищут информацию в интернете, обсуждают с друзьями, родителями. При этом им приходится использовать и коммуникативные, и социальные, и информационные, и учебные компетенции.
Эту идею также легко трансформировать под анализ развития компетенций у школьников средней и общеобразовательной ступеней. О времени работы над темой или книгой (рассказом) договориться с классом заранее, дать возможность выполнять работу самостоятельно или в группах – и снова договор с детьми! – обсудить результаты и способы выполнения работы.
Именно такую методику используют финские педагоги, готовя ребят к выпускному экзамену. Я, например, была на занятии, где обсуждался итог работы над фильмом «Миллионер из трущоб». Картина была выбрана не случайно: большинство ребят этого класса были иммигрантами, им пришлось пройти через много трудностей; фильм только что появился, они очень хотели его посмотреть; приближался экзамен. Каждое прочитанное эссе было взрывом чувств, эмоций. Учитель лишь иногда исправлял неудачные (точнее, непонятные другим) словесные обороты. После этого каждый мог доработать свой текст.
А можно сделать еще проще: принести на последний в полугодии урок научно-популярные статьи по предмету или учебник, по которому с этим классом никогда не работали, и предложить за ограниченное время разобраться в новом, еще неизвестном, материале. Или, напротив, определить объем материала для изучения и засечь время, которое для этого понадобится. И сказать, что эта работа будет повторяться каждую четверть или каждые полгода, чтобы ребята смогли увидеть, как развиваются их компетенции.

Итоги

Нужно ли оценивать результаты проверки компетенций? Обязательно! Иначе работа не будет иметь для детей никакого смысла, они придут домой и скажут, что ничему в школе не учились, лишь болтали, смотрели кино, веселились. Только оценивание тоже должно развивать одно из важнейших (при компетентностном подходе к образованию) умений – самоанализ. А цифры – то бишь отметки – могут себе поставить и сами ребята, если это потребуется. Главное – последнее слово в самооценке оставить за ребенком.