КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ
Поверх предметных барьеров
Когда все важные дела завершены, в конце четверти можно выделить неделю на эксперимент
Анализируя первые результаты работы по новым стандартам,
специалисты называют одной из главных трудностей вхождение учителей в
новую идеологию. Действительно, перейти в одночасье с одних
профессиональных принципов на другие без поддержки тяжело – почти как
прыгнуть на глубину, не умея плавать. И тем не менее приходится...
Поэтому, чтобы было не так страшно, можно разрешить себе прожить
несколько учебных дней в конце четверти «поверх барьеров», когда важные
контрольные уже прошли.
Многомерное знание
Новые стандарты недаром насыщены словами: «общеучебные
навыки», «метапредметные результаты». Новый подход означает готовность
учителя развернуть обсуждение в незапланированном направлении, искать
точки развития темы. И выходить за привычные рамки, устанавливая новые
связи как между предметами, темами, формами работы, так и между
школьником, учителем и родителями.
В последние годы учителя стали проявлять интерес к интегрированным
урокам, но готовят их почти как общешкольное мероприятие – задолго
основательно расписывая сценарий. Однако перекидывать мостики между
науками, находить связи с уже освоенным знанием можно и экспромтом,
быстро и, главное, постоянно. Чтобы поиск параллелей между химией и
физикой, историей и литературой, параграфом и реальной жизнью стал
привычным способом мышления.
К любому параграфу, выбранному наугад, можно дать задание: придумать
как можно больше вопросов и установить как можно больше связей с
другими науками. Отличалась ли анатомия древнего египтянина от строения
современного человека, поможет разобраться учитель биологии.
Рассматривая технологию строительства пирамид, непременно придется
обратиться за консультацией к учителю физики. Он расскажет о рычагах и
блоках. А почему древнеегипетские изображения так странно выглядят, на
взгляд человека европейской культуры XXI века, объяснит учитель МХК.
Взаимодействие с коллегами
Если договориться с коллегами, можно к столь популярным
предметным неделям прибавить еще одну – неделю интегрированного знания.
Ученики будут знать, что смогут обратиться за консультацией к любому
предметнику. А учителя примерят на себя роль классических тьюторов,
будут помогать в поисках ответа на детский вопрос. Часть объяснения
можно дать самому. А если речь идет о совсем простых вещах, доступных
самому ребенку, можно посоветовать, к какому источнику лучше обратиться.
В некоторых школах педагоги практикуют погружения в общеучебные навыки.
Каждый учитель параллели, продолжая проходить свою программу, обращает
внимание на ту мыслительную операцию, над которой сейчас работает вся
команда: сравнение, синтез, анализ. И постоянно спрашивает о том, как
ученики справлялись с этой работой на других предметах. Интересуется,
какие формы были использованы, например, для сравнения: таблица,
диаграмма, график?
Семейная контрольная
Конечно, ценности, заявленные во ФГОСе, и система контроля
несовместимы, как гений и злодейство. Тесты недвусмысленно задают
ценность безошибочного ответа. А умение выстраивать свою деятельность
(на чем настаивает ФГОС) предполагает непредсказуемый индивидуальный
путь познания с множеством ошибок. Большой объем материала при
ограниченном времени не прибавляет привлекательности новому способу
обучения. И все же не всегда нужно тащить ребенка за шиворот к
заданному результату кратчайшим путем. Иногда необходимо обращать
внимание не только на ответ к задаче, но и на то, как он ее решал. И не
ставить, например, двойку за неверный ответ в домашнем задании, если
ученик сможет рассказать, на каком этапе было трудно, в какой момент
запутался. Умение проанализировать таким образом свою даже неуспешную
деятельность значит ничуть не меньше, чем правильно решенная задача.
Хорошо бы этот навык должным образом оценивать.
Когда формальные контрольные остаются позади, можно устроить подведение
итогов в необычной, привлекательной форме. Например, решение задач
шиворот-навыворот. Ученикам, а еще лучше разновозрастным командам, в
которые войдут родители, братья, сестры, предлагается... ответ, к
которому нужно придумать задачи. «33 коровы», «5 золотых монет», «0
градусов по Цельсию»... С одной стороны, реконструировать задачу
сложнее, чем просто решить. С другой – появляется простор для фантазии.
С третьей – каждый может творить в области своих интересов и
сообразуясь с уровнем своих знаний. Ведь ребенок, только начавший
изучение окружающего мира, вспомнит, что при нуле градусов вода
замерзает. Знаток географии может сделать содержанием задания
среднемесячную майскую температуру в ... области. Любители физики,
химии, биологии сочинят свои задания. Малыши таким образом получат опыт
настоящей равноправной работы с родителями, старшие братья и сестры
наглядно продемонстрируют, насколько больше они осведомлены в науках.
Некоторые папы тоже не упускают возможности блеснуть интеллектом. Но
приоритет при представлении работы конечно же дается ученикам класса.
Факультативно можно засчитывать количество и разнообразие заданий его
команды. Другие команды, чтобы не скучали, дожидаясь своей очереди,
проверяют, насколько представляемые задачи соответствуют ответу. Азарт,
веселье и интеллектуальные дискуссии, разветвляющиеся по возрастам и
областям знания, гарантированы.