Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ


Кириллова Светлана

Проценты с двойным дном

Как в одной малокомплектной сельской школе подняли зарплату до средней по экономике в регионе

Уважаемая редакция газеты «Первое сентября»!
К вам обращаются педагоги МКОУ СОШ п. Печа Печалинского района Печалинской области. Ответьте, пожалуйста, каковы наши шансы отстоять свои права в суде в сложившейся ситуации?»
Прежде чем рассказать нашим читателям об этой ситуации, мы долго думали, называть ли область, в которой находится школа. Потом решили, что даже область не назовем. Наверняка кто-нибудь пожелает отыскать эту школу, чтобы «разобраться» и «поставить на вид». Но в сельских районах этой области дела обстоят почти одинаково. А вдруг начальство подумает на другую школу?
И вот ситуация. Сначала – обиды.
«В связи с переходом школы на модель подушевого финансирования, – написали в редакцию учителя поселка, – возросла заработная плата представителей администрации нашей школы в 1,5–2,5 раза в сравнении с зарплатой рядовых учителей первой квалификационной категории с нагрузкой более 18 часов. Зарплата директора нашей школы имеет районный коэффициент 1,9. Ставка заместителей директора составляет, как известно, 70% ставки директора. Зарплата рядового учителя нашей школы никаким коэффициентом не индексируется».
Профсоюзы получают сотни таких писем. Но в этом что-то есть. Точные детали. И – полная растерянность. Как будто люди устали объясняться с кем-то глухим и немым.
Детали – это все. Есть детали – есть история.
Вот с них и начнем. Авторы письма упоминают о «рядовых учителях первой квалификационной категории». Значит, учителей высшей категории в этой маленькой сельской школе нет? Или взволнованные педагоги позабыли о них упомянуть? Ничего страшного: откроем сайт КПМО (www.kpmo.ru), внесем в поисковик нужные данные и заполним белые пятна.
Вот район и вот школа. И здесь нас поджидает первое открытие. Отчета по школе поселка Печа нет. Ни в этом месяце, ни в этом году.
Отчетность – это все. Это последняя инстанция и последняя реальность. Нет отчета – нет школы. А рядом со школой поселка Печа – только пустая клетка. И пустует она много-много месяцев.
Учителя этой школы требуют справедливости. А их самих в школе нет. Их школа – призрак.

Несуществующая школа

Может быть, мы получили письмо из школы, которая только что закрылась? Или про нее позабыли в районном управлении образованием – как про партизана, надежно спрятавшегося в лесу?
Сайт КПМО предлагает районным управленцам образования ответить на обязательный вопрос: «количество школ, закрытых за определенный период». Проходим по ссылке. За отчетный месяц (октябрь 2012 года) в графе «число закрытых школ» интересующего нас района стоит цифра 1. Может быть, эта школа – та самая?
Посмотрим, какая из семи школ района закрылась.
И вот – еще одно открытие.
Ни одно из ОУ района не подает признаков жизни. Странно: на вопрос мониторинга «доля общеобразовательных учреждений, предоставивших сведения для отчета» в районной отчетности красуется победное: «100%». И все необходимые для отчета сведения по району имеются: количество учителей, управленцев, кабинетов физики и т.п. ... Откуда же берутся эти цифры?
Неужели отчеты на сайт www.kpmo.ru передают школы-призраки?
Да, на некоторые вопросы школы-привидения действительно отвечают. Правда, голос у них при этом странный: как будто они открывают рот, а говорит за них кто-то другой.
К примеру, какая школа не захочет ответить на вопрос, сколько у них детей и учителей? А эти вот не хотят. Зато с подкупающей регулярностью они сообщают об учебной нагрузке учителей и об учительской зарплате. А зарплату в этих школах получают, по понятиям своей области, такую, что закачаешься.

Зарплатная ведомость для призрака

Не верите? Вот несколько цифр, поданных районом на сайт www.kpmo.ru . Откроем графу «средняя начисленная заработная плата учителей за отчетный месяц». В Печалинской области на октябрь 2012 года это – 14278,68 руб. В Печалинском районе – 12518,51 руб. А в школе поселка Печа, откуда пришло письмо… вы, наверное, уже догадались? Там зарплата куда больше, чем в среднем по школам района, – целых 13859,17 руб.
Вот и качают головами образовательные чиновники в столице: и на что только жалуются сельские учителя? Зачем пишут в редакции газет такие письма?
Согласно данным мониторинга www.kpmo.ru максимальная начисленная зарплата учителя в школе поселка Печа за прошедший месяц – 20239 руб. Цифра, которая наверняка порадовала всех управленцев. Ведь руководители Печалинской области поставили перед системой образования цель – «довести в 4 квартале 2012 года среднемесячную заработную плату учителей до уровня среднемесячной зарплаты по экономике области в 1 квартале этого года – до 14725 рублей». А в Печалинском районе зарплату выше средней по экономике получили 23 из 125 работающих учителей. И среди них – хотите верьте, хотите нет – 7 учителей из маленькой школы поселка Печа! Поразительное достижение – с учетом того, что в школе поселка 118 детей, средняя наполняемость класса 7 человек, а среднее соотношение учитель-ученик – один к пяти.
Может быть, педагоги работают на две или две с половиной ставки? Ничего подобного: если верить данным мониторинга, средняя нагрузка учителя в школе поселка Печа не доходит до полутора ставок: 1,39–1,43. По району и того меньше: 1,19–1,22 ставки.
Скептики конечно уж осведомятся: может, в отчетность потихоньку вбивали зарплату школьной администрации?
Проверим: средняя начисленная зарплата управленцев (директора и замдиректора) по Печалинскому району – 19437,06 руб. Это меньше, чем у лучших учителей района.
В общем, все прекрасно.
За одним исключением.
Кто-то из районных чиновников, вбивая в графу мониторинга эти вымышленные данные, здорово промахнулся. В отчетностях разных школ мелькают одинаковые суммы. Совпадают они вплоть до цифр, проставленных после запятой. А такого в природе не бывает.

Фонд стимулирования… на бумаге

Сколько же получают учителя школы поселка Печа? Вот что рассказывают они сами.
«Наша зарплата формируется так:

4500 + 4500:100*15% + 4500:100*25% + 4500:100*10%= 6750

базовый оклад + ПГТ (675руб) + сельский коэффициент (1125руб) + первая квалификационная категория (450 руб.) – зарплата за 18 часов. Предусмотрены стимулирующие и компенсационные выплаты».

В расчетах придраться не к чему: величина базового оклада исходит из суммы 4500 руб., то есть минимального размера оплаты труда (МРОТ) и умножается на коэффициенты (включая сельский коэффициент, что делается далеко не во всех областях, то есть приходится поставить плюс областной и районной администрации). Но на выходе зарплата получается небольшой: базовый оклад едва поднимается над средней начисленной зарплатой «прочего персонала» в Печалинском районе (официальная цифра – 6652,48 руб.). Педагоги могли бы зарабатывать больше за счет стимулирующего фонда. Но никаких стимулирующих выплат учителя поселка Печа до сих пор в глаза не видели.
«В этом учебном году (впервые за период существования новой модели оплаты труда «Подушевое финансирование» в нашей школе), – сообщают они, – остатки премиального фонда будут распределены на единовременные премиальные выплаты работникам школы в конце календарного года».
Между тем согласно данным на сайте www.kpmo.ru в Печалинском районе 100% «общеобразовательных учреждений, в которых доля стимулирующей части составляет свыше 20%». То есть средства в стимулирующем фонде имеются. На бумаге.
Только вот до школ они не доходят.
Где же они оседают?
Объяснения учителя получают самые разные.
«Премиальный фонд школы (со слов директора нашей школы) расходуется, – пишут педагоги, – по распоряжению РУО нашего района, на выплату командировочных удостоверений, превышающих 72 часа».
Действительно, 72 часа повышения квалификации невозможно уложить в одну неделю. И часто выходные дни, проведенные на курсах повышения квалификации, педагогов (точнее, школы) заставляют оплачивать из собственного кармана.
Но позвольте, так ли часто бывали в этом году на повышении квалификации учителя поселка, расположенного в 60 километрах от райцентра? Неужели расходы на командировочные «съели» весь стимулирующий фонд школы? Учителя вправе усомниться. Теперь они сомневаются буквально во всем, что им говорит администрация.
Там объясняют педагогам, что «зарплата директора имеет районный коэффициент 1,9, а ставка заместителей директора составляет, как известно, 70% ставки директора». Но это вовсе не аксиома. Какую зарплату давать директору – решает его непосредственный работодатель, то есть управление образованием. А зарплату завуча определяет директор.

Пиковые тузы в казенных домах

Согласно данным мониторинга на 31 октября текущего года 85% всех школ Печалинской области были казенными. В Печалинском районе статус казенных дали всем школам. На практике это значит вот что: собственных дел школы не ведут, за свои деньги не отвечают. Обслуживание таких ОУ идет из централизованной бухгалтерии, расположенной в райцентре.
Многие ОУ по всей России за прошедшие годы стремились к статусу казенного учреждения, считая, что финансовая стабильность важнее призрачной независимости. Но оказывается, что стабильности казенные школы не чувствуют. Остался тот же вопрос: где наши деньги?
Получить ответ на этот вопрос казенному учреждению все сложнее. Мы видим, что ни одна школа Печалинского района не подает на сайт КПМО информацию о количестве учителей и учеников. Вряд ли это ее собственное желание. Скорее – позиция районного управления образованием. Чиновники могут спокойно и без хлопот проставлять в нужных клетках суммы учительских зарплат, которые могли бы понравиться вышестоящему начальству. Без указания численности учителей и детей в конкретной школе никто из посторонних не сможет проверить подлинность этих данных. А следовательно, постороннему не удастся вычислить, как район распределяет по школам финансирование.
Накажут ли за это районных руководителей образования? Да никогда. Даже за сознательную подачу неверных данных для Госкомстата трудно кого-нибудь наказать. А мониторинг сайта www.kpmo.ru – это даже не официальная статистика. Формально все эти данные – всего лишь форма самоконтроля образовательных учреждений. Но когда региональное начальство, рапортуя о достижениях системы образования, ссылается на данные мониторинга, все в сельских школах области оказывается прекрасно.
«Как выжить сельским школам в условиях «подушевого финансирования», если в школе 118 учащихся и их количество уменьшается год от года?» – спрашивают авторы письма из поселка Печа.
Единственное, что сегодня можно им посоветовать, – ждать. В новом Законе «Об образовании в РФ» говорится, что малокомплектные школы должны финансироваться так же, как и прежде, – не по количеству душ, а по смете. Возможно, учителям поселка Печа это принесло бы какое-то облегчение.
Но пока закон прошел только первое чтение.