ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Приговоренные к профилю
Слишком часто предзаданность образовательной траектории выдается за результат свободного выбора
Ориентация только на вуз и будущую профессию, профилирующие
предметы как можно раньше и больше – этим путем продвигаются молодые
люди сегодня. На него наставляют родители, под это подстраивается
школа. Но так ли уж он перспективен? На очередном ток-шоу «Открытая
школа» подняли тему «Нужно ли профильное обучение в старшей школе?» И
что интересно: разговор практически не коснулся темы выбора.
Убери лишнее
Напомнили про шесть обязательных предметов: математика,
словесность, иностранный язык, «Россия в мире» (новое название курса
истории), ОБЖ и физкультура. И про то, что остальные – выборные
согласно профилю: гуманитарному, техническому и естественно-научному. И
в этом моменте устройство образования старшеклассников начинает многим
не нравиться: разве дети могут понимать, что им надо?
Ведущий Алексей Венедиктов спрашивал школьников:
– Как вы думаете, образование у всех должно быть одинаковое
или можно получать разное, по профилям? Может быть, профильное обучение
мешает становлению личности, не дает всестороннего развития?
Старшеклассники единодушно голосовали за профиль. Все как один
целеустремленные, определившиеся:
– Профильное обучение сейчас необходимо. Одиннадцатый класс
крайне сложен, а я хочу поступить на ВМК. И мне как физику и математику
будет мешать курс МХК.
– Мне, например, не нужна математика. Я поступаю на юрфак, и
время, отведенное на математику, я могу потратить эффективнее. Знаете,
все мы люди, но если идти за каждым своим интересом, то ничего не
сможешь изучить глубоко, ничего не добьешься.
Итак, дети хорошо находят себя в рамках профильного
образования. Зрелые такие? По ходу дискуссии оказалось, что в зале нет
ни одного старшеклассника, который не знал бы, куда он собирается
поступать и кем работать. Более того, нет ни одного, кто понял свое
призвание в момент выбора. Все определились с выбором давно, чуть ли не
в начальной школе!
А взрослые улыбаются и с гордостью объясняют:
– Сейчас такие дети! Они очень хорошо понимают, что им нужно.
Нет у них возможности распыляться!
А значит, наивно думать, что школа – для саморазвития, что
пробовать себя можно в разной деятельности, что прежде, чем выбирать,
можно перебирать и – боже упаси! – ошибаться. Вот и вся зрелость:
когда-то давно родители им предсказали профессию, они
согласились-поверили, и теперь это называется «твердый выбор». Когда не
важно, что изучать, где, у кого. Одно важное слово – «зачем».
Индивидуальный
план, родительский кошелек и никаких абстракций в голове
Вот что обеспечит нам профильное образование.
Выступал директор школы:
– У школьников срабатывает инстинкт самосохранения. Все
предметы тянуть невозможно трудно, вот они и назначают предметы,
необязательные для себя. Но раз дети выталкивают некоторые предметы на
периферию, надо это узаконить.
Новый стандарт для старших классов этому способствует: нет
обязательных предметов (кроме шести) – есть образовательные области. А
дальше выстреливает навык работы школы с индивидуальными планами. И
профиль – вот он, пожалуйста! А опыт, когда школьный класс как таковой
перестает существовать, все собираются группами у преподавателя на
час-два, отчасти уже отработан. Правда, пока за рамками расписания. Но
ничего, школьники и родители признавали: все подстраховываются. Курсы,
репетиторы: чтобы гарантированно баллы набрать, чтобы узнать тонкости
внутреннего экзамена в своем будущем вузе. А уж если деньги вложены –
куда же сворачивать?
Но что все-таки делать с общим развитием, гуманитарными и
естественными дисциплинами, художествами, которые дети не выбирают?
Может быть, только потому, что они неходовые в качестве вступительных?
Алексей Венедиктов вопрошал:
– Если бы от вас зависело, что сдавать, что бы вы ввели
третьим обязательным?
Ответы: лучше уж история, чем английский…. никаких МХК… о
естественных науках речи быть не может.
– А если бы русский и математика не были обязательными –
допытывался ведущий, желая «пробить» истинные мотивы добровольного
сужения диапазона образования.
Что ж: кто-то считает, что математика не нужна, кто-то – что
английский факультативен, но что необходимо, а что достаточно,
решительно никто сказать не мог. У каждого своя мера? Один
старшеклассник разрубил гордиев узел с маху:
– А нет никакой меры, главное – заполнять свой мозг чем
угодно, как можно больше.
Но его урезонили дети же:
– Ага, дозаполняешься, что никуда не поступишь.
То есть сильно умно, очень глубоко, страстно – этого не
требуется. «Не поступишь!» – главный критерий.
Шире круг!
Правда, одна девушка произнесла задумчиво:
– А ты ведь не знаешь, куда тебя судьба занесет. Вдруг новые
горизонты откроются, а ты к ним не готов?
Ее поддержал Алексей Венедиктов:
– Люди рассматриваются как инструменты. Есть крючок – понятно
для чего. Есть скальпель... Или мы все-таки люди? И тогда нам непросто
себя определить.
Что же на круг? Все-таки странно сегодня
рассматривать предназначение человека с точки зрения профессии или его
социальной роли. Но мы лелеем этот устаревший подход, навязываем его
детям. И по нашей ситуации такое ощущение, что мы проломились
наконец-то к профильному образованию посредством нового стандарта,
причем пока умозрительно, а уже видим: опять отстали.