Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Коротеева Елена

Воодушевляя – воспитываем!

Конференция памяти Леопольда Сулержицкого дает уроки педагогического мастерства

Порой не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Речь о педагогике: ее гонят из школ, а она вон где пригрелась – в дополнительном театральном образовании. С 26 по 30 ноября в Москве прошла Первая всероссийская конференция по театральной педагогике имени Сулержицкого. Имя Леопольда Сулержицкого в названии конференции не случайно. В отличие от Станиславского и Вахтангова он не был режиссером, хотя руководил первой студией МХТ. Им двигала великая педагогическая идея: воодушевляя театром, воспитываем человека. Живое – от живого. О том, как много общего у театра и педагогики, говорили на открытии конференции.

Потребность в талантливой молодежи

Вы удивитесь, но первую московскую школу-студию открыли в 1943 году. Война, лишения, до победы еще далеко. Тем не менее руководство страны видело смысл развивать искусства и поддерживать талантливую молодежь. Об этом говорил Авангард Леонтьев, народный артист России, лауреат Государственной премии, педагог Школы-студии МХТ.
 И далее: школы-студии светят двойным прометеевым огнем, огнем и педагогики, и искусства. Дети приходят, чтобы обжечься этим огнем и стать другими, стать выше, чем были. Режиссер театральной студии создает вокруг себя новую семью, тесную, с особой связью между участниками. Создает Студию.
Не организации и не школы, а именно личности учат чему-то особенному. Учат своим примером, передают знание о высоком.
Анатолий Смелянский, нынешний ректор Школы-студии МХТ, напомнил о русском театральном идеализме, который исповедовал Сулержицкий: «Только идеалисты способны создавать прекрасное. Талантливый педагог всегда идеалист».

Миссия, а не служба

Тот самый человек-артист, которого воображал себе Александр Блок, в этом разговоре словно ожил. Ему тут дали воздуха. Адольф Шапиро, художественный руководитель рижского ТЮЗа, говорил о слабости ставки на человека прагматического – излюбленная мысль Сулержицкого.
– В свое время Станиславский сделал «открытие»: театр направлен на зрителя, нацелен на успех. В этом была его беда. Нельзя же все время думать о том, чтобы всем нравиться, угождать, чтобы быть коммерчески успешным. Идти на поводу у интересов публики невозможно. Угождать – зачем? Не угождать, а обновлять, изменять людей, воспитывать, в конце концов.
Это правильно: человеку при встрече с высоким непонятно и трудно. Но иначе как можно пробудить в нем нечто отличное от того, что он видит каждый день вокруг себя: быт, повседневность, зашоренность.
А тяга к высокому, хорошему есть в каждом, даже если человек не отдает себе в этом отчета. Кто-то должен сказать ему: ты стремишься, ты тянешься познавать лучшее, ты хочешь, потому что ты к этому предназначен!
И еще одна педагогическая идея Сулержицкого: взаимодействие спасает людей всегда и от всего.
– Он нес эту мысль в люди, – продолжал Адольф Шапиро, – смотрите друг на друга, слушайте друг друга, не будьте замкнуты в себе, общайтесь, занимайтесь совместным творчеством. Это единственное, что может удержать нас на светлой стороне. И в этом смысле я готов согласиться с Мейерхольдом: театр могут спасти дилетанты. А дилетантов… дилетантов спасет театр.

Чтоб не наступили сумерки человеческой природы

Слушаешь прославленных театралов, и сердце охватывает волнение: все-все и про нас – про школу, учителей, – быть может, еще более точно, чем об этом можно сказать внутри и на языке нашего сообщества.
Лев Додин, народный артист России, режиссер:
– Главное, что должен помнить театральный педагог, – не надо стремиться делать из студийца великого артиста. Это не нужно. Прежде всего – самому педагогу. Великие режиссеры никогда не мерили свое мастерство знаменитыми учениками. Не нужно и ребенку, ведь нет ничего более значимого, чем открыть ему путь к улучшению собственной природы.
Как же хорошо: никто в этом зале не усмехался, не спрашивал: «а как же мерить?», «а где результат?», «а за что вам платить, товарищи педагоги?» И как бы само собой разумелось: каждый педагог – обязательно хороший человек, интересный в своем поиске. Ведь войдя в класс, встретившись с учителем, молодой человек, быть может, меняет свою судьбу. И уж точно улучшает свою природу.
…Увы, на чисто педагогических мероприятиях, которые приходилось посещать в последние годы, все другое, все другие: «без слез, без жизни, без любви».
Но как бы нам это вернуть, ведь не забыли же…