«От того, что за человек у нас директор, мы зависим больше, чем от того, какой у нас министр»
Конкурс, где выявляется ценностное содержание профессии
В последние дни осени прошел финал Всероссийского конкурса
«Директор школы – 2012». Хорошее дело: участие добровольное, общение
непринужденное, попутно – обучение, но главное – все происходящее
чрезвычайно познавательно. Участники погрузились в атмосферу
глубокого профессионального общения.
Специалисты увидели и услышали людей, реально сохраняющих образование в
нашей стране. Организаторы в очередной раз убедились в
ценности самой идеи – звать и собирать активных, интересных директоров,
обеспечивать поле их взаимодействия. Причем каждый год –
более открытое. Ведь на новый финал приезжают победители прежних
конкурсов…
Победители-побудители
Не все делать – печалиться. Сетовать, критиковать, но все
равно давать выкручивать руки себе и своим учителям. Пора решать и
действовать. А для этого – думать, думать, думать.
Один из конкурсных дней «проверял» масштабность мышления наших
директоров: надо было несколько минут побыть на сцене министром
(трибуна стояла) и дать предложения по совершенствованию системы
образования. Если очень коротко, идеи выдвигались такие.
Вячеслав Малицкий,
директор школы № 21 города Канска Красноярского края: «Вернуть
советскую педагогику в ключевых моментах».
Алексей Крошихин,
директор школы № 13 города Норильска: «Нормы права и возможности школ
должны быть согласованы».
Руслан Ахъядов,
директор гимназии № 7 города Грозный Чеченской республики: «Без учителя
ничего не будет, а вот все промежуточные структуры управления между
школой и министерством – убрать».
Елена Попова,
директор коррекционной школы-интерната «Перспектива» из Новокуйбышевска
Самарской области: «Принудительные реформы оттягивают ресурсы. Деньги
тратим на то, что требуют, а не на то, что на самом деле необходимо
образовательному учреждению».
Ханафи Гулиев,
директор школы № 2 города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики:
«Учитель перестал читать, перестал развиваться, его гонят и гонят
плетьми в загон. Отвечать за кадры, готовить учителей – дело самой
школы».
Максим Пратусевич,
директор физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург: «Пора
начать думать не о том, что ты должен, – а что ты можешь».
Андрей Ефименко,
директор школы № 220 города Заречный Пензенской области: «Аттестация
детей. Если кто видел девятиклассников перед ГИА: ничего не знают,
ничего не могут – трагедия. Ничем не измерить».
Тамара Митрошина,
директор школы поселка Павловский Челябинской области: «Слова, их
значения нивелированы. Обещания ничего не значат. Такого бы не было,
если бы цели всех работников образования сходились на ученике».
Екатерина Сибирцева,
директор школы № 9 из Екатеринбурга: «Еще далеко до условий, в которых
нравственный выбор педагога всегда был бы не только правильным, но и
выгодным».
Ольга Гольдарб, директор
начальной школы № 29 из Тулы: «Без солидарного поведения ведомств нам
не решить проблем детства».
Каждый должен заниматься
своим делом
Конкурсанты и их идеи здесь названы в порядке выступлений.
Победителей же объявили через день: Максим Пратусевич, Екатерина
Сибирцева, Елена Попова. Их предложения представим подробнее.
Максим Пратусевич.
Аттестация учителей должна быть добровольная, причем главный критерий –
учитель в оценке выпускников. Система начисления зарплаты учителю не
может быть такой унизительной, как сейчас. Аккредитация и
лицензирование ОУ – правильно, если это головная боль не школы, а
учредителя. Учредитель обязан доводить школу до требуемых критериев,
тогда как школа выполняет свою прямую обязанность: реализует госзадание.
Что нужно для успешной работы школы? Повышение культуры штата. Право на
должность, соответствие ей обеспечивает не стандарт, а корпус
дидактической поддержки. Это методики повседневного функционирования
каждого специалиста в школе. Их (методики) регулярно централизованно
поставляют и обновляют, над ними работают специалисты, не теряющие
практики, но способные видеть дидактическую перспективу должности. Это
постоянное ПК, постоянная поддержка. Стоило бы те трудозатраты, которые
сейчас обеспечивают оценку деятельности школ, направить в более
полезное для образования русло.
Екатерина Сибирцева.
Некомпетентность людей, работающих с детьми, нарастает. Низкий статус
профессии – это в том числе и низкие зарплаты. Когда финансирование
образования переложено на субъекты и в некоторых регионах на ученика
выделяется 20 тысяч в год, никакое наставничество не спасет от
непрофессионалов. В характеризующей наше образование тройке
«доступность–качество–эффективность» можно подчеркнуть только «любые
два»: качественно и эффективно, но недоступно; доступно и качественно,
но неэффективно; эффективно, доступно, но некачественно. Беда не в
этом: работающие с детьми люди перестали воспринимать учительство как
счастливое время. Почему? Выбор изгоняется из профессии. В первую
очередь всем нужна возможность выбора: школам, учителям, детям. Да, у
каждой школы свои условия и свои функции – разве не очевидно?
Елена Попова.
Новые акты не стыкуются с законами и полностью оторваны от реальности.
Это, а не что другое приводит систему к бюрократизации. Сделать
невозможно – хоть отчитаться. Но чем больше отчетов – тем меньше
стабильности в системе. Она в тотальном стрессе. В таком состоянии, что
принимать адекватные решения, как, например, выбор директора, не в
состоянии. Сегодня на деле нет даже реальной доступности образования,
нет условий для сохранения здоровья детей. У специалиста нет и половины
той свободы, которая ему нужна, чтобы полноценно работать. Он даже не
может выбрать себе нужный курс ПК – именные чеки выданы на «нужные»
управленцам. Деньги следует направлять на людей, которые пришли
работать с детьми, а не на стены и планы. Пора приходить в себя. На все
изменения извне – мораторий.
Ценно – быть собой, быть
свободным
Неповторимый колорит этого конкурса – личные краски.
Показывать – свое, говорить по-своему, оценивать конкурсантов – «будьте
субъективны, уважаемое жюри».
Константин Ушаков,
главный редактор журнала «Директор школы», организатор конкурса:
«Личный акцент важнее всего. За ним – доверие и готовность рискнуть».
Отклик на такую установку огромный. Сразу – яркость, чувство юмора,
философичность. Металл из голоса ушел. Ушли и некоторые идеи, которые
казались незыблемыми до приезда сюда.
– Надо вернуть контроль родителей за детьми, который был в Советском
Союзе.
– А вы откуда знаете, как было?
– Ну уж точно было лучше… хотя, конечно, инициативу надо развивать,
самостоятельность.
О падении педагогической культуры говорил каждый – своими словами.
«Учитель, который не ведет за собой ситуацию успеха»… «Неимеющий отдать
не может»… «Их никто не слушает, никто не уважает»… «Проверяют учителей
бесконтрольно»… «Учитель живет в ситуации непонятности требований и
зарплаты». Правда, называли в основном внешние факторы. Но не из-за
денег же интересным людям стало неинтересно работать учителями? Школа
как сообщество стала непривлекательна, и надо «отрецензировать и
отменить» существующие критерии ее оценки. Сами директора не видят
никакого риска в увеличении самостоятельности школ. А муниципальную и
региональную систему управления пора оптимизировать.
О финансировании – отдельно. Зарплата учителя – средняя по стране, а не
по региону. Деньги на сохранение невыгодных школ и обучение
«неэффективных» детей государство должно находить обязательно.
Было ясно: директора не только хорошо осведомлены о проблемах системы
образования, но и готовы участвовать в их решении. Точнее – уже
участвуют: в кулуарах то тут, то там велись разговоры «а я это делаю
так… а можно вот что попробовать».
В конце концов, каждая школа вверена человеку, и от того, что за
человек у нас директор, мы зависим больше, чем от того, какой у нас
министр.
Не пропустите следующий!
О конкурсе http://konkurs.direktor.ru/
официально: проводится ежегодно с 2010 года по инициативе журнала
«Директор школы». Конкурсанты – руководители общеобразовательных
учреждений самых разных видов: небольших сельских школ, частных лицеев
и гимназий, городских школ, крупных региональных образовательных
центров. Соревнования проходят в два этапа, заочный и очный. Сначала
конкурсант пишет эссе о своих достижениях в управлении, по итогам
определяются 100 лауреатов и 30 финалистов. Среди финалистов, авторов
лучших конкурсных работ, проводится очный конкурс и выбирается тройка
победителей. Награды щедрые, достойные, но не им стоит завидовать. А
тому духу единения и понимания, который царит на этом конкурсе.
Директор директору – друг, товарищ и брат.