ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Образовательная ошибка 404
Ученикам требуется помощь в?грамотном освоении виртуального мира
Сегодня школьники пользуются интернетом как информативным
ресурсом даже тогда, когда задания не?связаны напрямую
с?работой в Сети. Но каким образом ребята находят в Сети необходимые сведения? Что?происходит с их образованием в?процессе поиска? Вьетнамский ученый Кьен Куаш Тат несколько лет наблюдал
за?старшеклассниками, чтобы ответить на эти вопросы.
Прежде всего была зафиксирована вполне очевидная вещь: поиск в
интернете состоит из пяти основных шагов, и каждый требует определенных
умений от ученика и понимания потенциальных сложностей от учителя.
Формулировка запроса, выбор поисковой системы, сайта, нужной
ссылки?– какой высокий уровень развития пресловутых универсальных
учебных действий для этого необходим! Умение выделить в задаче главное,
подобрать точные слова для запроса, ориентироваться в массиве
информации, определять критерии отбора, соотносить найденное содержание
с конкретным вопросом и требованиями учителя... Но практически никто
даже не обсуждает с ребенком происходящее.
Исследователя особенно интересовал момент, когда подросток
изучает выпавший ему список сайтов. Как правило, все блуждают
«радиальными» маршрутами, возвращаясь от чтения ссылок к странице с
результатами поискового запроса. А ищут информацию в основном так: от
конкретного вопроса, когда формулировка задания просто «впечатывается»
в строку, к более общему и наоборот; или же формулируют только
максимально специфичные или предельно обобщенные запросы.
Чем чаще дети обращаются к поиску информации в интернете, тем
больше начинают доверять определенным сайтам...
Интересно, что большинство подростков уверены, что умеют
искать информацию в интернете. Им вполне хватает полученных сведений.
Однако, что порой это сведения недостоверные, подростки даже и не
подозревают, поскольку не умеют проверить ответ.
Если бы кто-то из учителей обсуждал с учениками принципы
работы поисковой системы, выбор ссылок становился бы более осмысленным
и эффективным. Кроме того, дети учились бы использовать и специальные
возможности поиска: кавычки, символы, расширенный поиск.
Но исследователи признаются: даже те педагоги, которые хотели
бы помочь ученикам, пока не очень понимают, как именно это следует
делать, какие умения развивать, какие знания передавать.
Один из главных выводов исследования таков: несмотря на то что
есть подростки, самостоятельно освоившие хитрости интернет-поиска,
многие дети не могут без поддержки научиться работать с Сетью. Именно
ради них школа должна придумать тренировочные упражнения, обучающие
схемы. Словом, помочь ученикам в освоении виртуального мира.