Пожалуйста, не играй в игру...
О внезапных мгновениях детской серьезности
Что говорит мой навигатор
В кухне на столе лежала компьютерная мышка, отключенная от
ноутбука и там забытая. И лежала она никому не нужная. И как-то дочка
подходит к ней, накрывает профессионально рукой и начинает деловито
водить по поверхности. А сама в окно смотрит и что-то бормочет.
Я бросила посуду и наблюдаю. А дочь моя губами шлепает, шепчет то
радостно, то сердито и все мышкой водит:
– Ах ты, ну вот… Так-так-так… Ну, буду сегодня лошадкой.
За окном обычный пейзаж, я окликаю ее: эй, ты что? Дочь поворачивается
ко мне и объясняет:
– Да это я в твою компьютерную игру играю, вон посмотри, – и на окно
показывает, – вот я лошадка, мне надо пройти через этот лабиринт, –
описывает рукой круг в воздухе и хлопает по мышке с азартом. Там у нее
в окне и враги нашлись, и препятствия, и какой-то корм лошадиный, чтобы
дальше двигаться, – все честь по чести.
…Вышли мы из детского сада. У дочки в руках бумажный самолетик,
сложенный из листа цветной бумаги. Она сначала пыталась его запустить,
но он не очень хотел лететь. Тогда дочь его развернула весь, встряхнула
и расправила. Смотрит в него, потом вокруг себя. Опять в него.
– Мам, мой навигатор говорит, нам направо.
Ого! Это даже не карта местности, а навигатор, как у деда в машине!
– Что ж, идем направо, – отвечаю.
Пошли. Дочь идет, как Колобок из мультика, топает вслепую, на дорогу не
смотрит, уткнулась носом в свой навигатор. Вдруг поднимает глаза и
хмурится:
– Навигатор показывает поворот налево. А нам же прямо! – и начинает его
встряхивать сердито, потом пальчиком по листу водит. Чинит что-то.
Наверное, уже наигралась и готова идти к дому обычным образом.
Дорога туда и обратно
Мы шли утром в детский сад, дождь был моросящий, и ветер бил
прямо в лицо. Дочь и без того с утра всегда недовольная, а тут жалуется:
– Мне все глаза искололо!
– А ты закрой глаза, – говорю, – я возьму тебя за руку и поведу. Ты
знаешь, на тренингах людей так учат доверять друг другу. Ты мне
доверяешь?
– Давай, мама, веди, только смотри в лужу меня не заведи.
Пошли. Дочка головой мотает, глаза сощурены.
– Угадай, где мы сейчас?
– Около аптеки, – отвечает. Точно!
– А теперь?
– У светофора, – надо же, опять угадала. Я удивилась, засомневалась: а
вдруг подглядывает?
– А что на стенах домов написано?
– Написано: «Аптека», «Овощи-фрукты», «Парикмахерская Золушка»,
«Зоомагазин», «Джунгли»… Ты что, мам, я же по этой дороге каждый день
хожу, уже все знаю! Мне читать не нужно!
И так мы бодро дошли до садика. А когда вечером пошли домой, вспомнили
игру, и она опять закрыла глаза, уже не из-за погоды. И мы идем, она
вспоминает, как теперь выглядят надписи, ведь обратной дорогой она тоже
каждый день ходит!
Дочь бодро называет:
– «Джунгли», «Зоомагазин», «Парикмахерская Золушка», «Овощи-фрукты»,
«Аптека».
Все правильно! Но только вот никакой надписи о парикмахерской на этом
пути нет. Эта надпись в торце здания, поэтому прочитать ее можно, когда
идешь туда, а обратно – букв не видно. Я говорю ей об этом, дочь
открывает глаза и с интересом смотрит на вывески. Потом:
– Мама, ты у меня такая хитрая!
Уплыли все
листочки
Осенью, когда еще листьев много было, пошли гулять в скверик.
Вволю в листве навалялись, собрали кленовые букеты, потом пошли к речке
и бросили с мостика в воду. Они тихо поплыли, и так вокруг все волшебно
красиво. Дочка тоже притихшая, умиротворенная. И мне вдруг захотелось
запеть именно это: «За речкою за быстрою четыре кумы, пойдете вы венки
плести, сплетите и мне; как все венки поверх плывут, а мой не плывет;
как все мужья домой придут, а мой не придет».
Дочка слушала, слушала, тем временем наши листочки все уплыли, и мы
пошли домой. Казалось бы, что с того? Но потом мы сильно заболели.
Сидели дома и скучали. И вот я с тоски играю в интернет-тетрис, дочка
сидит позади меня на диване и следит за тем, как фигурки падают одна на
другую. И вдруг:
– Мам, помнишь, ты пела песню? Поставь.
Я вспомнила нашу прогулку и включила ту песню, ее поет Жанна Бичевская
гораздо лучше меня. И мой ребенок замер у себя под пледом, задумался, а
я решила продолжить играть в тетрис. Но дочка тихо просит:
– Пожалуйста, не играй в игру.
Честно говоря, никогда этого еще не было – такой глубокой
сосредоточенности на сдержанной печальной песне. Таким подарком
оказалась для меня эта ее просьба – убрать мелькающие разноцветные
кубики!
А по окончании песни она вдруг как будто проснулась: оживилась, весело
заговорила, побежала к своим игрушкам. И я опять обрадовалась: начали
выздоравливать!
Школьный проект
Гуляем по лесу. Дочка увлеченно ищет грибы, потом крошит их и
сует во все дупла и норки:
– Ты представляешь, настанет зима, придут белки, а тут – подарок! Вот
они удивятся.
Тема белок не уходит сразу, наоборот, будит воображение:
– А их дети, бельчата, все ходят в школу. У них школа не такая же, как
у нас, а своя, лесная. Туда все ходят. И маленькие бельчата, и большие,
и родители. Большие бельчата учатся, а маленькие на них смотрят и
понимают, как правильно нужно учиться. И мамы смотрят. Для них
специально в классе стулья стоят, они садятся и все вместе следят, как
идет урок, и за своих детей болеют: давай, давай! А бельчата очень
любят учиться, потому что у них каждый день праздник.
– Откуда у них так много праздников?
– Да как откуда! Это же учительница им каждый день устраивает праздник.
Если у кого-то день рождения, например. И когда кто-нибудь корабль по
речке запускает, у них праздник корабля. Они его на пристани провожают,
а потом танцуют и поют. Когда первый снег выпадает, они это празднуют,
а когда весна приходит, то вообще целый день и целую ночь веселятся.
– А когда же им уроки делать, если каждый день праздник?
– А им мамы разрешают иногда поздно спать ложиться. Вот они перед сном
немножечко уроки делают. А назавтра – опять в школе праздник
какой-нибудь.