Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

На какие жизненные ценности ориентируются современные старшеклассники? Согласно данным исследования, проведенного в школах Красноярска сотрудниками Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, большинство учеников старших классов очень высоко ценят «счастливую семейную жизнь» (90% респондентов оценили ее значимость высшим баллом). Следующие три места в ряду приоритетов молодых людей (с одинаково высоким показателем – 87%) занимают: «развитие своих способностей», «умение владеть и управлять собой» и «здоровье». А что же ценность знаний?
Как пишут В.Адольф и В.Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2012 год), «стремление к глубоким знаниям» оказалось на скромной 10-й позиции (60% высших оценок).
Еще ниже ценят молодые люди возможность «полноценного приобщения к культуре» (28% высших оценок) – 12-я строка в рейтинге и «общения с природой» (23%). Очевидно, подростки зачастую не видят взаимосвязи между «развитием своих способностей» и «приобщением к культуре», для них это два совершенно разных процесса.
Настораживает также, что многие ребята не осознают зависимости здоровья от заботы о своем физическом развитии (эта забота очень важна примерно для половины опрошенных). Как отмечают авторы, современные молодые люди недооценивают значимость развития таких качеств, как сила, выносливость, ловкость, координация движений.

В статье «Агрессия в младшем школьном возрасте» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 11 за 2012 год) психолог В.Майкон представляет воззрения современных ученых на причины развития у детей склонности к агрессии. При этом автор развенчивает широко распространенные социальные стереотипы. Так, принято считать, что в сравнении с девочками мальчики от природы более агрессивны. Однако западные исследователи Е.Маккоби и К.Джеклин на основе анализа результатов ряда исследований пришли к выво­ду, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности агрессивной реакции у маль­чиков и девочек, но с возрастом у мальчиков она возрастает, а у девочек убывает. Ученые объясняют это тем, что в процессе воспитания мальчикам и девочкам предлагаются разные модели поведения.
Российский психолог Г.Бреслав считает, что следует говорить не о большей или меньшей агрессивности, а скорее о том, что у девочек агрессия проявляется иначе.
Правда, его объяснение несколько отличается от позиции Е.Маккоби и К.Джеклина: «Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменя­ют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлиро­вать агрессивность иронией и сарказмом. Это вы­глядит мягче, зато бьет больнее. Кроме того, мальчиковая агрессия менее управляема, и кон­тролировать ее мальчики начинают позже, чем девочки». Однако сейчас, как полагают большинство ученых, разница в агрессивном поведении между девочками и мальчиками уменьшается.
В публикации также содержатся рекомендации, направленные на снижение детской агрессивности. В частности, автор советует использовать специальные техники, в том числе технику объективного описания ситуации, помнить о важности сохранения положительной репутации ребенка и демонстрации взрослыми «неагрессивных моделей» поведения в напряженных ситуациях.
В.Майкон подчеркивает: чем меньше возраст ребенка, тем более миролюби­вым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Как этого достичь?
Здесь могут использоваться приемы, помогающие уменьшить напряжение в ситуации конфликта. Например, прием нерефлексивного слушания. Оно заключается в умении «внимательно молчать». Здесь важны оба слова. «Молчать» – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания – и «внимательно», иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать, – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.