О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
С.И.Заир-Бек,
И.В.Муштавинская
Развитие критического
мышления на уроке
М.: Просвещение, 2011
Это второе издание книги, в него вошли новые описания занятий,
проведенных учителями, которые давно сделали выбор в пользу технологии
развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Для тех
читателей, которые пока только присматриваются к технологии, в
предисловии авторы дают ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Например, сообщают, что в их логике критическое мышление – это «процесс
соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями,
выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а
что – отвергнуть». А заодно объясняют, при чем тут чтение и письмо –
«инструменты и продукты нашего мышления».
Очень внятно и технологично описаны стадии (вызов, осмысление,
рефлексия) и соответствующие им приемы и стратегии. В частности,
подробно объясняется, как их выбирать и использовать в зависимости от
вида текста – информационного или художественного – и от
возраста учеников. В качестве иллюстраций приведены описания конкретных
уроков с примерами детских реакций на слова учителя, ответов,
умозаключений, выводов и с комментариями относительно того, в каком еще
направлении можно было развивать обсуждение, почему учитель выбрал эту
стратегию. Одним словом, авторы предлагают не готовые сценарии, а
работают с уроком как с текстом – в соответствии с представляемой
технологией.
Отдельные главы посвящены организации групповой работы, дискуссии,
письменной работы — элементов урока, требующих от учителя особого
мастерства и точности в выборе инструментария. Особо авторы
останавливаются и на принципах оценивания детских успехов, и на
диагностике.
Т.А.Николаева
Воспитание без проблем и
нервотрепки
Спб.: Питер, 2012
Вообще-то книг с похожими названиями на полках магазинов –
миллион. Судя по их изобилию, можно предположить, что измученные
родители только и мечтают быстренько и без больших затрат привести
ребенка в удобное для себя состояние. К счастью, автор не дает
универсальных советов, как отучить дитя жадничать, капризничать,
лениться и грубить бабушке. Наоборот, она предлагает посмотреть на ваши
отношения с ребенком с точки зрения здравого смысла и любви, чтобы
просто не допускать в свою жизнь распространенные проблемы. И главный
принцип, с которого начинается разговор: «Относитесь к ребенку как к
себе, только лучше», позволяет увидеть привычные ситуации с непривычной
стороны, развенчать устоявшиеся мифы, вернуть педагогическим понятиям
их изначальный смысл.
Простой пример: мы старательно прививаем ребенку трудолюбие, приучая
его выполнять трудную и часто утомительную работу. При этом у него
почти нет возможности видеть, как азартно и с удовольствием выполняют
любимую работу его родители, зато ребенок регулярно видит, как они
радуются возможности отдохнуть в выходные. То есть хотим привить любовь
к труду, но в лучшем случае воспитываем терпение.
А если послушать себя со стороны... «Весь в своего папашу», – негодует
мама, давно растящая сына одна. Но кто как не она сама выбрала отца
своему ребенку? А своими словами еще и подтверждает, что его поведение
можно оправдать наследственностью. С этих же простых и разумных позиций
рассматриваются типичные жизненные ситуации. Например, когда мама,
боящаяся потерять темп карьерного роста, передает все родительские
хлопоты в руки бабушки, ребенок растет в любви и заботе, но с мыслью о
том, что самый близкий, любимый человек предпочитает работу и статус их
общению.
Может, лучше по возможности убрать из жизни то, что пугает, огорчает,
обижает ребенка? Затраты сил при этом будут оправданны: счастливый
ребенок не бывает источником бесконечных проблем для родителей.