Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская
Развитие критического  мышления на уроке
М.: Просвещение, 2011


Это второе издание книги, в него вошли новые описания занятий, проведенных учителями, которые давно сделали выбор в пользу технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Для тех читателей, которые пока только присматриваются к технологии, в предисловии авторы дают ответы на самые часто задаваемые вопросы. Например, сообщают, что в их логике критическое мышление – это «процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть». А заодно объясняют, при чем тут чтение и письмо – «инструменты и продукты нашего мышления».
Очень внятно и технологично описаны стадии (вызов, осмысление, рефлексия) и соответствующие им приемы и стратегии. В частности, подробно объясняется, как их выбирать и использовать в зависимости от вида текста – информационного или художественного  – и от возраста учеников. В качестве иллюстраций приведены описания конкретных уроков с примерами детских реакций на слова учителя, ответов, умозаключений, выводов и с комментариями относительно того, в каком еще направлении можно было развивать обсуждение, почему учитель выбрал эту стратегию. Одним словом, авторы предлагают не готовые сценарии, а работают с уроком как с текстом – в соответствии с представляемой технологией.
Отдельные главы посвящены организации групповой работы, дискуссии, письменной работы — элементов урока, требующих от учителя особого мастерства и точности в выборе инструментария. Особо авторы останавливаются и на принципах оценивания детских успехов, и на диагностике.

Т.А.Николаева
Воспитание без проблем и нервотрепки
Спб.: Питер, 2012

Вообще-то книг с похожими названиями на полках магазинов – миллион. Судя по их изобилию, можно предположить, что измученные родители только и мечтают быстренько и без больших затрат привести ребенка в удобное для себя состояние. К счастью, автор не дает универсальных советов, как отучить дитя жадничать, капризничать, лениться и грубить бабушке. Наоборот, она предлагает посмотреть на ваши отношения с ребенком с точки зрения здравого смысла и любви, чтобы просто не допускать в свою жизнь распространенные проблемы. И главный принцип, с которого начинается разговор: «Относитесь к ребенку как к себе, только лучше», позволяет увидеть привычные ситуации с непривычной стороны, развенчать устоявшиеся мифы, вернуть педагогическим понятиям их изначальный смысл.
Простой пример: мы старательно прививаем ребенку трудолюбие, приучая его выполнять трудную и часто утомительную работу. При этом у него почти нет возможности видеть, как азартно и с удовольствием выполняют любимую работу его родители, зато ребенок регулярно видит, как они радуются возможности отдохнуть в выходные. То есть хотим привить любовь к труду, но в лучшем случае воспитываем терпение.
А если послушать себя со стороны... «Весь в своего папашу», – негодует мама, давно растящая сына одна. Но кто как не она сама выбрала отца своему ребенку? А своими словами еще и подтверждает, что его поведение можно оправдать наследственностью. С этих же простых и разумных позиций рассматриваются типичные жизненные ситуации. Например, когда мама, боящаяся потерять темп карьерного роста, передает все родительские хлопоты в руки бабушки, ребенок растет в любви и заботе, но с мыслью о том, что самый близкий, любимый человек предпочитает работу и статус их общению.
Может, лучше по возможности убрать из жизни то, что пугает, огорчает, обижает ребенка? Затраты сил при этом будут оправданны: счастливый ребенок не бывает источником бесконечных проблем для родителей.