Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Чаплыгина Нина

Профстандарт с английским акцентом

Всвязи с обсуждением профстандарта для российского учителя редакция электронного СМИ Педсовет.org – http://pedsovet.org/ опубликовала перевод с английского аналогичного документа – «Профессиональный стандарт для учителей Великобритании».


Стандарт принят в 2007 году, его объем?– 5 страниц просторно расположенных разделов и пунктов, его цель ясно обозначена: что должны знать и уметь учителя для получения статуса «квалифицированный». В нем три больших раздела: профессиональные качества; профессиональные знания и понимание; профессиональные навыки.

Первый раздел (качества) открывается пунктом «Отношения с детьми и молодыми людьми», содержание которого – «Иметь высокие ожидания от детей и молодых людей, стремиться обеспечить полную реализацию учащимися их образовательного потенциала, а также установить справедливые, уважительные, конструктивные, основанные на доверии и поддержке отношения с ними. Демонстрировать те положительные ценности, ту позицию и то поведение, которые они ожидают от детей и молодых людей». Далее пункт «Рамки» (иметь представления, разделять цели), затем «Коммуникация и работа с другими» (следовать принципам сотрудничества) и «Личное профессиональное развитие» (улучшать собственную деятельность).

Второй раздел (знания и понимание) включает пункты: «Обучение», то есть стратегии управления учебой; «Оценивание и мониторинг», то есть знание требований к оцениванию и всего спектра подходов к оцениванию; «Предметы и учебные планы», то есть понимание своих предметных/учебных областей и связанных с ними педагогических теорий; знание установленных и не установленных законом учебных курсов. Пункт «Грамотность, математическая грамотность и ИКТ» обязывает регулярно проходить тесты. Пункт «Достижения и разнообразие» требует понимания внешкольной среды развития детей, а также знания достижений своих коллег. Здесь же пункт «Здоровье и благополучие»: знать, кого как поддерживать.

Третий раздел (навыки) включает такие пункты. «Планирование» – планировать надо прогресс. «Преподавание» – разнообразие стратегий и разные источники, принцип вовлеченности в процесс всех учащихся, способность управлять обучением отдельных учеников, групп и целых классов, изменяя стиль и методы преподавания. И снова – «Оценивание, мониторинг и обратная связь», но в практической плоскости: оценивать образовательные потребности, обеспечить конструктивную обратную связь, поддерживать, направлять, выявлять прогресс и новые образовательные потребности. Далее – «Критический анализ преподавания и обучения»: оценивать вклад своего преподавания в прогресс, сделанный всеми учащимися. Пункт «Среда в классе»: содержательная, безопасная, благоприятная для обучения. Ясные правила дисциплины, способствующие самоконтролю и независимости. Наконец, «Работа в команде и сотрудничество». Учитель должен уметь работать и как член команды, и как инициатор, создающий коллегам возможности для совместной работы над увеличением эффективности обучения.