Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Коротеева Мария

Десять новых черт современного образования

Тенденции перемен и вызовы, которые они несут

Остоль модном сейчас понятии «педагогический дизайн» рассказал педагогическому сообществу признанный эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования Кейс Терлоу. Он прочитал в Высшей школе экономики лекцию «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий» – речь шла о практиках создания новых образовательных опытов, делающих образовательный процесс более продуктивным.
Что уже есть в обиходе и что из этого следует?


Кейс Терлоу: «Сейчас пространство образования стремительно трансформируется, в нем случаются тектонические сдвиги, в результате уже через несколько лет будем иметь дело с совершенно другим образовательным ландшафтом».

Он перечислил те изменения, которые уже произошли, и те вызовы, которые они несут. Всякий раз, называя отличительную черту обучения людей в наши дни, эксперт разъяснял последствия, которые необходимо учитывать в работе.  

1. Повышение эффективности труда педагога. Работа на качество заставляет присматриваться к тому, чему и как мы учим. На практике это проявляется в использовании в образовании необразовательных методов, в том числе технологии обратной связи, коучинг и тьюторинг.
Комментарий: учащиеся должны рассматриваться педагогами на равных, как молодые сотрудники и коллеги.

2. Конструктивистский подход. Осознается значимость поставленных проблем, идет постановка реальных кейсов и задач, вырабатывается комплексный взгляд на проблему, применяются ободряющие педагога рефлексивные методики.
Комментарий: междисциплинарность неизбежно ведет к размыванию дисциплин; решение кейсов – к сочетанию индивидуальных и групповых форм работы, к использованию модных трендов: применение техники групповых проектов в образовательном процессе, ориентированные на развитие учащегося формы сотрудничества.

3. Эффективное управление знаниями. То есть постоянно появляются новые технологии сбора, хранения и трансляции информации, почти все данные постоянно подвергаются верификации и уточнению.
Комментарий: нужно уметь постоянно проверять свои знания, самосовершенствоваться.

4. Оказание поддержки труда педагога. Это целая система, предоставляющая участникам процесса все информационные и технические ресурсы по мере необходимости.
Комментарий: потребуется готовность к постоянному обновлению технических средств и методических материалов.

5. Учеба онлайн. Дистанционное обучение все более популярно. Роль учителя уже не ключевая.
Комментарий: надо либо постоянно модернизировать учебный курс, либо менять систему оценки.

6. Неформальный стиль. Лучше всего это свойство видно, когда в образовании применяют электронную почту, стихийные встречи и работу вне графика; социальные сети, децентрализованное управление.
Комментарий: учителям надо становиться мягче в коммуникации. Ученикам – учиться держать этические рамки в неформальном образовательном общении.

7. Социальные медиа. Богатейшая коллекция интернет-ресурсов: википедия, блоги, порталы, электронные хранилища информации.
Комментарий: учимся выбирать надежные источники. Нужна способность структурировать все, что накопали. Роль учителя как инструктора – презентация, мотивация.

8. Обучающие игры. Сейчас в моде образовательные игры, где игроки существуют в искусственном мире со своими правилами.
Комментарий: всегда помнить, что игра – это средство, а не цель. Задача – как интегрировать игру в курс? Как измерять результаты и эффективность? Надо бы, чтобы не все вертелось вокруг игры, чтобы не она задавала тон образовательному процессу.

9. Педагогическое искусство. Внимание уделяется искусству педагога: создание обучающей обстановки, поиск новых способов подачи материала, совершенствование методик. Социальная природа обучения требует этого.
Комментарий: придется осваивать смешанный подход – новые технологии и классические методы. Учитель как дизайнер и создатель, ориентированный на практику.

10. Обучение в режиме «весь мир в твоем мобильном». Имеется в виду не то, что в пункте 5, а использование модных девайсов, приложений.
Комментарий: люди с девайсом ведут себя, как победившая партия. Между тем это не всегда обоснованно. Важно обращать внимание на качество техподдержки.

…А что мы думаем по поводу этих рисков? Как можем их примерно оценить?