КРУГ ВОПРОСОВ
Губернаторов не будут оценивать по ЕГЭ?
Министр поддержал соответствующее предложение Общественного совета при ведомстве
Еще одним пунктом повестки заседания Общественного совета
Министерства образования и науки РФ было совершенствование ЕГЭ.
Кажется, уже трудно сказать или услышать что-то новое, тем не менее
обсуждение было горячим и плодотворным.
Майя Пильдес, директор ГОУ «Гимназия № 56» Санкт-Петербурга, в целом
поддерживает идею ЕГЭ и призывает формировать тестовую культуру с
первого класса, однако большинство членов ОС разделяют другое
убеждение: «Из-за ЕГЭ школьная система все больше и больше поражается
вирусом формализма, поскольку задача подготовки к ЕГЭ и развитие
личности – вещи несовместимые; и основной удар пришелся по гуманитарным
предметам» (Сергей Волков, ЦО № 57).
Но директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург напомнил
собравшимся о том, что ЕГЭ есть и будет, поэтому необходимо думать о
его совершенствовании. В частности, он предложил исключить из числа
критериев оценки деятельности губернаторов средний балл ЕГЭ по региону:
«Это подталкивает к фальсификациям». Предложение было принято
единогласно всеми членами Общественного совета. Поддержал его и министр
образования и науки Дмитрий Ливанов.
Также министр одобрил инициативу о продлении срока действия
свидетельства с результатами ЕГЭ до трех лет. Как известно, сегодня он
ограничен двумя годами. Более того, Дмитрий Ливанов пообещал, что
данная поправка будет внесена при рассмотрении законопроекта «Об
образовании в РФ» во втором чтении.
Жаль, что более смелые идеи – сделать свидетельство бессрочным, –
высказанные другими членами Общественного совета, отклика не нашли.
Говорили и о совершенствовании процедуры ЕГЭ.
Директор Московского центра непрерывного математического
образования Иван Ященко (приглашенный член Общественного совета)
считает необходимым «разделить ЕГЭ во времени» (то есть сдавать часть
предметов после 9 класса, часть – после 11-го) и постепенно переходить
от «бумажных» форм к компьютерным. В настоящее время в пилотном режиме
отрабатывается компьютерный экзамен по информатике.
В серьезном совершенствовании нуждаются и КИМы для ЕГЭ. Прежде всего,
как отметила Майя Пильдес, они должны соответствовать государственным
образовательным стандартам. По ее мнению, это требование не всегда
выполняется, так как в части С по математике есть «нерешаемые
олимпиадные задачи».
Единого мнения опять не было: одни считают, что задания должны быть
нацелены на проверку учащихся с разным уровнем подготовки; другие
убеждены, что надо дифференцировать ЕГЭ на базовый и углубленный
(профильный); третьи идут еще дальше, призывая разделить ЕГЭ на
«школьный» и «вузовский».
За этот третий путь схватились. Некоторые эксперты уверены, что он
спасет от дополнительных экзаменов, которые в порядке исключения уже
разрешено проводить ряду ведущих вузов. А это – «по своим заданиям и
требованиям» – несет серьезную коррупционную составляющую. То есть
главный смысл ЕГЭ аннулируется.
По мнению председателя Российского студенческого союза Артема Хромова,
«и без того скупка результатов олимпиад, ЕГЭ стала нормой: тот, кто
имеет «кэш», может поступить в любой престижный вуз страны».
Правила приема в вузы планируется рассмотреть на следующем заседании
Общественного совета.