ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Переформатировать представление о пространстве образования
Такова задача ближайшего развития, считают эксперты
Как будут учить в ближайшем будущем? Реальным или виртуальным
будет пространство образования? Исследованию этих тем были посвящены
последние семинары в ИРО Высшей школы экономики. Наша публикация –
дайджест двух докладов.
Андрей Волков, ректор
Московской школы управления «Сколково», знаменит не только
своей должностью, но и многолетними реальными практиками организации
образования по-новому. Он говорит:
– Синтезирующие способности и педагогический талант – лучшие
свойства преподавателя. Да, сегодня это «не в ногу», ратуют за
исследовательский подход. Но вопрос – где сегодня растет новое, где
процветает творчество? Не там, где транслируют, и не там, где в
келейных условиях что-то придумывают, чтобы не оказаться аутсайдером, а
там, где есть живое сообщество людей, способных трансформировать
наличное состояние жизни. И суть кризиса образования в этом: готовим
людей к тому, чего в реальности уже нет. Учить сегодня надо
проектно-программным отношениям, учить деятельно.
Параметры современного учебного процесса, с точки зрения Андрея
Волкова, таковы.
Снимаются иерархии, никто не ученик и не учитель, а –
«участник».
В образовательном учреждении никто не учится индивидуально, учится
команда (группа).
Академические результаты (баллы) перестают играть роль; замеряется
«драйвовое участие» и личностный вклад.
Никаких лекций, только практика.
Ошибка культивируется и даже провоцируется.
Таким образом, ядром обучения становится не предметное
содержание, а задача. Нерешенная или нерешаемая проблемная ситуация.
Такая, которая без позиционной коммуникации (в ходе которой
осуществляется определение важнейшего набора вопросов и постановка
проблемы) не существует. То есть как договариваемся, так и достигаем
результата. Вперед выходит не знание о чем-то, а способность к
идеализированному конструированию. Дальше неизбежно возникает дефицит
знания, и оно «подтаскивается, подобно ящику с патронами» (метафора
Андрея Волкова).
Итак, группа 5–7 человек – единица современного образования. Педагог,
он же участник, он же модератор, – тот, кто способен конструировать
знания прямо в дискуссии. Места, в которых происходит образование,
должны располагать к деятельности такого рода, по сути – быть
мастерскими.
Элистер Блит,
специалист в области образовательной политики и профессиональный
архитектор, многие годы изучает вопрос о том, как учебное
пространство может поддерживать обучение. И вот фрагменты его
выступления в Москве.
…Лекции являлись основой образования тогда, когда книги были
малодоступны и речь профессора была единственным научным источником.
Сегодня люди учатся индивидуально у себя дома, но им нужны места для
обмена знаниями.
По этому критерию пока лишь 26 стран попали в книгу образцов учебных
пространств. Там нет залов, которые всегда заперты на ключ, нет
мемориальных аудиторий, зато обжиты все закутки, рекреации, лестничные
площадки и коридоры – стоит поставить там стол со скамейками и повесить
вики-доску. Там много мест для групп и нет больших кабинетов с рядами
парт и стульев. Там круглые столы, разборные, состоящие из сегментов.
Потому что обучение сегодня – это социальный процесс, а не
индивидуальный.
Сегодня ключевое слово в образовании – «гибкость». И нам надо
переформатировать само представление о пространстве школы. Не
гигантские школы строить, а, например, создавать маленькие домики на
одной территории, оборудованные под изучение конкретных предметов…