Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Диана Левин, Джейн Килборн
Сексуальные, но еще не взрослые
М.: ЛомоносовЪ, 2010

Формулируя проблему, которая так или иначе беспокоит многих родителей, авторы говорят: «Современные дети знакомятся с некоторыми аспектами жизни, которые традиционно считаются взрослыми значительно раньше, чем это было прежде. И этот опыт зачастую оказывается травматическим для детской психики». Действительно, в одежде, словах, интонациях уже шести- восьмилетних детей можно увидеть черты агрессивно эротичного стиля поведения. Девочки по мере сил копируют роковых красоток, мальчики пытаются изображать мачо. Противостоять этой тенденции довольно сложно, ведь медийная среда навязчиво пропагандирует сексуальность как путь к успеху. А дети и подростки практически беззащитны перед таким манипулированием.
Книга адресована взрослым, которые понимают, что подобные модели поведения могут серьезно деформировать гендерную самоидентификацию взрослеющих мальчиков и девочек, повлияют на их представления о семье, об отношениях полов. Прежде всего авторы предлагают взрослым понять, как, в соответствии с какими возрастными закономерностями, складывается картина мира у ребенка. В частности, чтобы не пугаться, услышав из уст шестилетки слова из сугубо взрослого лексикона, – почти наверняка ребенок «вкладывает в них совсем не взрослый смысл». Полезным будет и напоминание о том, что ребенок, выросший «с пультом телевизора в руках», скорее всего будет «страдать от скуки посреди изобилия» и будет особенно уязвим для соблазнов рекламы.
Авторы подробно говорят с читателями о том, почему в конфликтных ситуациях с бунтующими подростками нужно очень осторожно использовать прямые запреты. А в главе, где собраны рекомендации для родителей и педагогов, не столько перечисляются факторы, которых нужно избегать, сколько даются советы для замещения этих негативных влияний. Большинство из них начинается с «обсуждайте... помогайте... поощряйте...».

Н.Л.Белопольская
Такие неformatные дети...
М.: Когито-Центр, 2007

Автор — практикующий психолог, имеющий дело с детьми и их родителями, которые так запутали все в своей жизни, почти всегда из самых лучших побуждений, что сами ситуацию разрешить уже не могут.
Несколько таких историй, рассказанных как психологические новеллы, собраны в книжке. Это значит, что из всего потока жизни семьи автор высвечивает те случаи, слова, события, которые завели ситуацию в тупик.
Вот мама, растящая дочь, выбивается из сил, стремится и заработать на достойную жизнь, и обеспечить интеллектуальное развитие девочки. Но... не успевает купить елку перед Новым годом, не рассказывает сказок, не поддерживает глупые детские фантазии. И только когда девочка начинает болеть, мама под нажимом психолога впускает в жизнь праздники, сказки и Деда Мороза.
В другой главе подросток, образцовый во всех отношениях – толковый, красивый, спортивный, ответственный, гордость родителей с пеленок, – «устроил пожар, чтобы совершить подвиг». И еще целая россыпь историй, где дети в благополучных в общем-то семьях начинают тосковать, выпивать потихоньку, убегают из дома. А став взрослыми, никак не могут выстроить нормальную человеческую жизнь, отравляют существование родным, передавая эту порочную эстафету следующим поколениям, детям, внукам.
В этих историях нет специальных пояснений, сдобренных сложной терминологией, нет морали, которую автор преподносит в конце. Просто семейные истории, а выводы относительно причин произошедшего приходится делать самим. Автор лишь чуть-чуть подсказывает, описывая диалоги с участниками событий в кабинете психолога.