РЕПОРТАЖ
Образовательный прогноз на 2030-й
Школа как барометр изменений в обществе и культуре
В Обнинске прошел X Всероссийский открытый форум «Образование:
взгляд в будущее». Учителя собрались сюда со всех концов России – из
Благовещенска, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Красноярска, Челябинска,
Омска, Самары, Нижневартовска... Приехали, чтобы поговорить о
проблемах, не относящихся к их повседневным заботам и обязанностям.
Например, о том, что будет с мировым образованием в 2030 году, или о
том, как овладеть пространством и временем. «Мы едем сюда ради
глотка будущего», – сказали мне учителя. Организаторы форума –
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития
образования, науки и культуры «Обнинский полис» – охотно предоставляют
им эту возможность.
На форуме встречаются люди, которые в иных условиях не имели
бы шансов даже узнать друг о друге. Встречаются учительница в четвертом
поколении и руководитель образования, рассказывающий каждому
собеседнику, каким огромным департаментом он руководит. Встречаются
представители бизнес-школы и те, кто с энтузиазмом променял заработок
экономиста на скромную зарплату учителя.
Например, Валентина Чуракина из Благовещенска оставила
высокооплачиваемую профессию, чтобы стать преподавателем колледжа, и
счастлива от этого выбора.
– Я очень хотела стать педагогом, – говорит она. – Однако когда я
заканчивала школу, моя мама – учительница математики – мне запретила.
«Только через мой труп!» – сказала она. Я училась на факультете
экономики, вернулась в Благовещенск с красным дипломом, работала в
горпромторге, внедряла разные формы оплаты труда. Однажды меня
попросили почитать лекции студентам дневного отделения
торгово-экономического колледжа. И вдруг я поняла: это мое! Я уходила с
высокой зарплаты на более низкую. Возможно, хотелось бы поработать в
гимназии с экономическим уклоном, но у нас в городе такой нет. Сейчас я
читаю своим ученикам все экономические дисциплины, работаю с теми, кто
пришел после 9 и после 11 класса. И ни о чем не жалею. Ту энергию
творчества, которую дают дети, больше никто не может дать.
***
Педагоги говорят, что едут на форум ради встреч и новых идей.
В свою очередь, людям из высшей школы – из МГУ и МПГУ, из московской
школы управления Сколково и ВШЭ – любопытно взглянуть на современного
учителя в приватной обстановке. Какие проблемы он обдумывает, когда
рядом с ним нет ни начальства, ни учеников?
Ответ предсказуем. О своих бытовых проблемах, о зарплатах, о
профсоюзах, о НСОТ и НПФ учитель забывает, как только выходит из школы.
И очень не любит, когда ему о них напоминают.
Организаторы форума попробовали было расшевелить аудиторию, заговорив
про новые формы оплаты труда и зарплатную комиссию в налоговой
инспекции. Упомянули про составление должностных инструкций – и не
получили никакой реакции.
Потом с педагогами начали разговаривать о времени и пространстве – и
вот тут случился ажиотаж!
«Вчера мы проводили игру, во время которой все менялись местами:
переходили от одного стола к другому. Но это нам только казалось, что
мы менялись местами: во время игры мы поменяли пространство, –
объясняет учителям Татьяна Ляшко, директор образовательных программ
Малой академии наук «Интеллект будущего». – При этом вы сами видели,
что весь процесс прошел иначе! А сколько в школе пространства! И оно –
огромный образовательный ресурс. А есть еще пространство города,
области, мира… Мы должны обдумать, как их активно использовать».
***
Главной изюминкой форума вот уже третий год является
форсайт-сессия «Образование 2030». Директор департамента
образовательных программ московской школы управления Сколково Павел
Лукша знакомит учителей с перспективами мирового образования в 2030
году. И каждый год встречает бурную реакцию аудитории.
Для большинства людей будущее – как смерть. Оно предстает перед
человеком, и тот либо принимает его, либо нет. Но для учителя будущее –
как золотой слиток: оно имеет особый вес и цену. Более того: далекое
будущее волнует педагогов больше завтрашнего дня. Возьмем, например,
дату: 2030 год. Для непосвященных – абстракция. А учителя быстро
подсчитали: те, кто будут принимать решения в 2030 году, уже ходят в
школу! То есть будущее зависит от педагогов, от их решений.
Первая форсайт-сессия состоялась на форуме в 2010 году и, по рассказам
тех, кто видел ее сам, вызвала бурю в зале. Кто-то кричал, а кое-кто
рыдал, словно потерял близкого друга. С тех пор прогнозы на 2030 год,
которые представители Сколково предлагают российским учителям, стали
более осторожными. И, пожалуй, даже чуть-чуть более оптимистичными.
Например, сегодня учителей утешили: в 2030 году не будет тотального
диктата интернет-образования. В ближайшее десятилетие начнут
функционировать интернет-университеты, рассчитанные минимум на 500
миллионов человек (и Россию никто не приглашал в составители их
программ). Однако к 2030 году образование, получаемое «с живым
учителем», все же останется. Хотя это будет, конечно, не слишком
большой сектор рынка!
Ну а сами учителя? Как они оценивают прогноз форсайта? Сможет ли к 2030
году образование разделиться на два неравных сектора – в одном,
подавляющем, будет интернет-обучение, а в другом, небольшом, – личные
занятия с педагогами?
– Не уверена, – считает победитель Всероссийского конкурса «Педсовет»
Жанна Бородько, учитель школы № 1, которая уже несколько лет ведет
интернет-занятия для детей с особыми нуждами в городе Удомля Тверской
области. – По моему опыту с такими детьми необходимы занятия «глаза в
глаза». Кроме того, нужен комплект дорогостоящей аппаратуры, а он по
карману далеко не каждому родителю. Не думаю, чтобы в сельской
местности все это могло осуществиться даже в ближайшее десятилетие.
– Не уверена, – говорит Валентина Чуракина, преподаватель
Благовещенского торгово-экономического колледжа. – Раньше я говорила
ребятам, что из интернета надо брать только то, что проверено:
электронные учебники, например. Но недавно мы столкнулись с тем, что
одна и та же фраза до точки с запятой переходит не из реферата в
реферат (к этому мы уже привыкли), а из учебника одного известного
автора в учебник другого известного автора. Так что я строю урок так:
берем то или иное определение из интернета и записываем его на доске. К
концу они должны понять, что интернет – это только один из помощников
при изучении предмета. Решение проблемы должно сложиться у них в
головах.
***
В определении будущего эти педагоги расходятся с
представителями школы управления Сколково. Может быть, они лучше
угадывают ее настоящее? Организаторы форума раздали участникам огромные
листы плотной бумаги и предложили символически изобразить Школу. Школу
в мире. Школу в самой себе. Школу для детей и родителей. Школу для них
самих.
Картины получились нерадостными. Вот лестница с крутыми ступенями, по
которым пытается заползти изнемогающий под тяжестью знаний ученик
(учитель снизу его подпирает или подталкивает). Верхние ступени
лестницы (там, где таится гипотетическое будущее) теряются в облаках.
Полный туман и нулевая видимость. А на школьной ступеньке возлежит, как
турецкий паша, громадный мешок с надписью «ЕГЭ». «Никто не знает, для
чего он нужен: то ли ЕГЭ – подарок, то ли – дополнительный груз», –
объяснили учителя.
Еще одна картина. В центре листа – странное узкое помещение. Там сидит
ученик. «Это что, тюремная камера?» – затаив дыхание, спрашивает кто-то.
ЕГЭ присутствует на каждой картине. И, признаться, вид у него
неприятный. Присутствуют на картинах и СМИ – хотя, строго говоря,
отношения к системе образования они не имеют. Быстро выясняется, что
педагоги называют СМИ только интернет. Они, кажется, забыли, что есть
на свете бумажные газеты.
Но вот что удивительно: изображая символическую Школу, авторы
рисунков – все без исключения – забыли нарисовать стандарты. ЕГЭ
педагоги приняли. А вот ФГОСы не вписываются в их картину мира. Пусть
даже самые маленькие, в уголке картины…
Настоящим открытием для участников форума стала символическая Школа,
которую изобразили школьники. Эти дети из Республики Тыва приехали на
конференцию школьных научных обществ. Семиклассники и девятиклассники
нарисовали яблоню. Корни этой яблони, как объяснили мне девочки Ангырак
Кужукет и Алдын-Сай Монгуш, – это Министерство образования. Оно всех
питает и всем дает деньги. Яблоки – это мы, расшифровал Альберт
Дуктен-Оол. Ствол дерева – система образования, а кора на нем –
учителя. И вот еще одна вещь: в стволе есть символическое дупло.
В нем – все недостатки системы образования, которые рано или поздно
разрушат дерево…
Тут кто-то из учителей тихонько ахнул. Про недостатки в кулуарах
говорили охотно. Но никому из участников форума не пришло в голову
вписать их в свою картину Школы!
***
Авторы этого замечательного рисунка приехали на форум из
Кызыла – столицы Республики Тыва. Они учатся в ГАО «Тувинский
республиканский лицей-интернат». У них есть научное общество с девизом
«Через тернии – к звездам». Девиз значимый. Ведь все выпускники лицея
из Кызыла рано или поздно оказываются в Москве: либо в МГУ, либо в МГТУ.
Слушая их, трудно поверить, что до поступления в лицей (а туда набирают
по конкурсу с седьмого класса) почти никто из них не говорил по-русски.
В сельских школах Тывы на русском языке не разговаривают, его изучают
только в письменном виде. Отучившись в лицее-интернате всего лишь год,
некоторые ученики лицея без труда побеждают в олимпиадах по русскому
языку для девятиклассников. Система занятий в лицее явно противоречит
тому, что предлагает Минобрнауки РФ: маленькие классы (20 человек),
деление на группы, индивидуальная работа с каждым учеником.
– Тыва – аграрная республика. Дети приходят из всех коожунов (районов)
республики, – рассказывает Ирина Кучумова, замдиректора лицея по
научно-методической работе. – Русский для наших учеников – по большей
части, иностранный. Поэтому все предметы ведутся на тувинском языке. Но
видите – вскоре они все свободно начинают говорить и писать по-русски.
Где мы берем таких талантливых детей? Набираем их со всех концов
республики по олимпиадному тренингу. Мы приглашаем детей со всех
районов на сборы, учим их, даем возможность решать нестандартные
задачи, а затем – применять полученные знания на практике. Можно,
конечно, проводить простое тестирование по результатам школьной
программы. Но оно не дает такого эффекта. Уже два года мы проводим в
республике олимпиадные тренинги, и те дети, которых мы в результате
набираем, существенно отличаются от тех, кого мы приняли по результатам
тестов.
…Учителя были правы. Будущее 2030 года не было абстракцией.
Оно уже сидело в зале. И за это будущее можно было не беспокоиться.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта ProCapital. ProCapital - это форум ведущих трейдеров и инвесторов, который поможет узнать все о проп, прочесть последние новости рынка Форекс и памм, приобрести новые полезные и выгодные деловые связи и знакомства. А так же интернет проект ProCapital регулярно проводит профессиональные конкурсы с ценными денежными призами для участников. Сайт интернет проекта ProCapital располагается по адресу http://procapital.ru/