Учителей ждет профессиональный стандарт
Но проблема в том, какие критерии будут положены в его основу
«Стандарт на профессию будет учитывать существующие критерии
оценки учителя», – сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий
Ливанов.
Мало того, что «существующие критерии» нереально тяжелы для
учителя – и по содержанию, и по процедуре, – так теперь предполагается,
что «аттестацию учителя будут проходить не реже раза в год». Значит, и
чаще можно? Некоторую надежду оставляет заявление, что критерии будут
едиными на всей территории страны, а не как сейчас, местного
производства, с длинными и странными списками.
Но в целом составление профессионального стандарта учителя по критериям
оценки его работы, привязка стандарта к аттестации – неверное решение.
Профстандарт не внешний карательный инструмент. Не список недопустимых
проявлений. И не перечень функционала. Но именно с этого почему-то
начали: владеть информационными технологиями, уметь организовать работу
в группах и пр., хотя профстандарт не про эти мелочи.
Или схватились писать профстандарт – для учителя математики свой, а для
словесника свой и прочее, но профстандарт не про предметные компетенции.
Он – про смысл профессии «учитель». Ровно про то, чем ежечасно озабочен
каждый учитель, когда он с детьми или по поводу детей. И очень нужно и
крайне востребовано учительством нормативное описание профессии через
смысловые критерии.
Зайдите в школы – много где увидите стенд или рамочку с надписью
«Кодекс учителя». На многих педагогических форумах эта тема
периодически всплывает и неравнодушно обсуждается. Потому что хоть
понятия «честь» и «достоинство» ни в каких официальных критериях оценки
учителя не значатся, профессия эта стояла и стоит на этическом
основании. А на другом-ином устоять не может, пытались, видели.
Мало кто из учителей покидает школу, потому что не уложился в какие-то
страницы или не написал ЕГЭ на 80 баллов. По внешней оценке – мы не
слышали. А вот по личным, внутренним мотивам уходят очень часто. По
«хватит, уже не идет работа так, как раньше», по «дети меня стали хуже
воспринимать» – по изменениям, которые регистрирует сам учитель и сам
выносит вердикт.
Относительно чего он его выносит? Относительно негласных представлений
о роли и долге учителя. Он страдает, когда его представления о том, что
есть, и о том, как надо, слишком сильно разошлись.
Так почему эти негласные представления не оформить нормативно? Они то и
дело выговариваются в разных местах и по разным поводам. Наша газета, в
частности, может быть источником, тут, например, история конкурса
«Золотой кодекс»:
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001923.
…В общем, тема пока не закрыта, первые обсуждения в министерстве
состоятся 13 ноября, продолжение следует.