Привязанность или зависимость?
Личностный рост ребенка во многом зависит от того, чувствуем ли мы эту грань
Ожидались гости издалека – знакомая везла на каникулы
14-летнего сына, и мы с женой все не могли решить, поместится ли юноша
на нашем подростковом диванчике. Но когда увидели их выходящими из
вагона, сомнения рассеялись: мама, обвешанная баулами, энергично
выкатывала чемодан, за ней следовал щуплый мальчик с тоненьким
рюкзачком за плечами, на вид лет десяти.
Так и пошло: это ему тяжело, то он не ест никогда, а так он не
привык, а об этом при нем нельзя говорить, и вообще – вы слышали, что
лапочка сейчас выдал? Лапочка охотно принимал заботу взрослых, по
указанию мамы сразу отправлялся мыть руки, или читать, или рисовать,
или спать; что-то надевал или снимал, открывал или закрывал,
переставал, выходил, не слушал. Мама много говорила о нем при нем же,
отвечала на вопросы, обращенные к нему, и по ее словам выходило, что
всем лапочка хорош, только вот растет плохо.
Также было понятно, что лапочка один на восемь человек взрослой родни,
и эта родня не вылезала из его скайпа все вечера. И мама, конечно,
рядом.
…Поневоле задумаешься, а не ерунда ли – все эти модные тексты
о формировании привязанности между ребенком и матерью, гимны
совместному времяпрепровождению днем и ночью, и так долго, как только
возможно? И столько мы теперь видим самоотверженных мам, отказавшихся
от интересной работы по специальности, карьеры, а то и личной жизни во
исполнение новой педагогической теории. Сначала выдержать до трех лет,
потом – пока переболеет всеми детсадовскими инфекциями, потом
оказывается, что первый год в школе самый ответственный, а дальше-то
больше, нельзя ослаблять контроль. Само собой – создавать условия,
вкусно кормить, убирать, собирать.
Но что в результате? В 14 лет мальчишка должен быть на пике
личностного роста, а он не растет даже физически. Маме в голову не
приходит: потому и не растет, что она и ее восемь дружных родственников
хотят всегда видеть в нем маленького, лапочку. И вот – тоненький
голосок, ни намека на усы. Так бывает, если ребенок очень чуткий,
сенизитивный. Таков наш лапочка: когда в школу не хочет, может вызвать
у себя температуру, по словам мамы. Но и любой ребенок формируется по
образу и подобию отношения к нему. Умнеет, если мы ценим его ум;
становится более самостоятельным, если мы ему доверяем; взрослеет, если
чувствует себя свободным. Какую роль в этом играет привязанность и
почему вдруг все за нее уцепились?
Два замечания. Не путать привязанность и зависимость. Грань
там, где иные отношения с миром, кроме привязанности друг к другу,
перестают иметь значение. Второе: это не привязанность, когда сильные,
интересные родители с неизрасходованным потенциалом начинают проживать
жизнь своих подрастающих детей. Это обыкновенное ограбление.