Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.Павлов

Как я (на)учился жить без папы, лежать в больнице, любить маму и многому другому...

М.: Генезис, 2013


Уже с первой главы отмечаешь, что книжка сочетает в себе два достоинства, которые чаще существуют по отдельности, –  она полезная и интересная. И что бывает еще реже, адресована и детям, и родителям. Вернее, это «Книга для мам и сыновей», так и написано на обложке. Это ведь совсем особая жизненная коллизия: женщина в одиночку растит из мальчика мужчину.
Наверное, секрет в том, что каждая глава – это история, рассказанная детским психологом, причем преподносится она как случай из собственного детства. Ситуации выбраны совсем не простые: мальчик осознает, что, в отличие от большинства сверстников, он растет без папы; в доме появляется «новый папа»; герою приходится смириться с мыслью, что все смертны; лежать в больнице и даже убегать из дома и воровать деньги из маминой сумки. Есть истории и не столь экстремальные, в которых персонаж учится читать, сочинять стихи, рисовать.
И каждый раз ему приходится переживать страх, стыд, сомнения, обиду, бороться с «собой-плохим», просить прощения и прощать самому. Наверняка похожие истории происходили с большинством мальчиков, и им наверняка приходили в голову подобные мысли. В этом случае книжка может оказаться хорошим собеседником, который говорит, что да, так бывает, что плохие мысли и поступки еще не означают, что сам ты безнадежно плох. Такие поддерживающие читателя обращения собраны в конце каждой главы и сформулированы в виде открытий, которые делал герой по мере того, как учился справляться с разными ситуациями.
А при чем тут мамы? Им-то зачем заглядывать в книжку? Прежде всего затем, чтобы увидеть привычные сцены с другой стороны, так, как их видит сын. Любая, наверное, одинокая мама,  старающаяся вырастить настоящего мужчину, пытается заменить собой и маму, и папу. И делает при этом кучу ошибок. Именно от бессилия, от невозможности задать модель мужского поведения.
Книжка, конечно, не поможет в этом недостижимом стремлении, но может хотя бы удержать от некоторых ошибок.

О.В.Защиринская
Семья и ребенок с трудностями в обучении
СПб.: Речь, 2010

Нет, наверное, школьника, который в процессе учебы не испытывал бы проблем. Даже круглые отличники, как правило, добиваются стабильно высоких результатов бесконечной зубрежкой. Победители олимпиад зачастую выглядят профанами в других предметах, а медалисты с содроганием вспоминают свои школьные годы. Об этом напоминает автор в предисловии. И предлагает разобраться с причинами плохой успеваемости. Конечно, у каждого ребенка своя история, но основные типы ошибок взрослых – учителей и родителей – в книге сформулированы. Поэтому и алгоритмы помощи для детей с разным типом проблем разработаны для совместной работы: с ребенком, семьей и учителем.
Автор довольно подробно рассматривает проявления и причины детских трудностей при обучении письму и математике. Для преодоления повторяющихся ошибок нужно прежде всего понимать, что за ними стоит, обратившись за консультацией к психологу. Ведь  «школьные проблемы могут иметь одинаковые проявления в учебном процессе, но возникают у детей по-разному, отражая индивидуальные варианты психического развития каждого ребенка».
Помимо индивидуальных различий у семилеток есть и схожие возрастные особенности, о которых нужно знать взрослым, если они хотят облегчить первокласснику период школьной адаптации. Рекомендации, конечно, носят достаточно расплывчатый характер (за что учителя традиционно скептически относятся к школьным психологам), но некоторые вполне могут помочь скорректировать свою практику.