О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Павлов
Как я (на)учился жить без
папы, лежать в больнице, любить маму и многому
другому...
М.: Генезис, 2013
Уже с первой главы отмечаешь, что книжка сочетает в себе два
достоинства, которые чаще существуют по отдельности, – она
полезная и интересная. И что бывает еще реже, адресована и детям, и
родителям. Вернее, это «Книга для мам и сыновей», так и написано на
обложке. Это ведь совсем особая жизненная коллизия: женщина в одиночку
растит из мальчика мужчину.
Наверное, секрет в том, что каждая глава – это история, рассказанная
детским психологом, причем преподносится она как случай из собственного
детства. Ситуации выбраны совсем не простые: мальчик осознает, что, в
отличие от большинства сверстников, он растет без папы; в доме
появляется «новый папа»; герою приходится смириться с мыслью, что все
смертны; лежать в больнице и даже убегать из дома и воровать деньги из
маминой сумки. Есть истории и не столь экстремальные, в которых
персонаж учится читать, сочинять стихи, рисовать.
И каждый раз ему приходится переживать страх, стыд, сомнения, обиду,
бороться с «собой-плохим», просить прощения и прощать самому. Наверняка
похожие истории происходили с большинством мальчиков, и им наверняка
приходили в голову подобные мысли. В этом случае книжка может оказаться
хорошим собеседником, который говорит, что да, так бывает, что плохие
мысли и поступки еще не означают, что сам ты безнадежно плох. Такие
поддерживающие читателя обращения собраны в конце каждой главы и
сформулированы в виде открытий, которые делал герой по мере того, как
учился справляться с разными ситуациями.
А при чем тут мамы? Им-то зачем заглядывать в книжку? Прежде всего
затем, чтобы увидеть привычные сцены с другой стороны, так, как их
видит сын. Любая, наверное, одинокая мама, старающаяся
вырастить настоящего мужчину, пытается заменить собой и маму, и папу. И
делает при этом кучу ошибок. Именно от бессилия, от невозможности
задать модель мужского поведения.
Книжка, конечно, не поможет в этом недостижимом стремлении, но может
хотя бы удержать от некоторых ошибок.
О.В.Защиринская
Семья и
ребенок с трудностями в обучении
СПб.: Речь, 2010
Нет, наверное, школьника, который в процессе учебы не
испытывал бы проблем. Даже круглые отличники, как правило, добиваются
стабильно высоких результатов бесконечной зубрежкой. Победители
олимпиад зачастую выглядят профанами в других предметах, а медалисты с
содроганием вспоминают свои школьные годы. Об этом напоминает автор в
предисловии. И предлагает разобраться с причинами плохой успеваемости.
Конечно, у каждого ребенка своя история, но основные типы ошибок
взрослых – учителей и родителей – в книге сформулированы. Поэтому и
алгоритмы помощи для детей с разным типом проблем разработаны для
совместной работы: с ребенком, семьей и учителем.
Автор довольно подробно рассматривает проявления и причины детских
трудностей при обучении письму и математике. Для преодоления
повторяющихся ошибок нужно прежде всего понимать, что за ними стоит,
обратившись за консультацией к психологу. Ведь «школьные
проблемы могут иметь одинаковые проявления в учебном процессе, но
возникают у детей по-разному, отражая индивидуальные варианты
психического развития каждого ребенка».
Помимо индивидуальных различий у семилеток есть и схожие возрастные
особенности, о которых нужно знать взрослым, если они хотят облегчить
первокласснику период школьной адаптации. Рекомендации, конечно, носят
достаточно расплывчатый характер (за что учителя традиционно
скептически относятся к школьным психологам), но некоторые вполне могут
помочь скорректировать свою практику.