ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Случай трамвайного зайца
В Германии система работы с несовершеннолетними правонарушителями построена на множестве гибких правил и?не?рассматривает обобщенных ситуаций
Защита детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, работа
с трудными подростками – проблемы, общие для всего мира. Каждая страна
решает их по-своему. Но чужой опыт всегда интересен. В
московском Центре социально-психологической адаптации и развития
подростков «Перекресток» состоялся «круглый стол» с участием немецких
специалистов из Дюссельдорфа. Психологи, социальные работники,
сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных
органов России и Германии обменивались опытом, стремясь найти новые
возможности оказания помощи детям.
Выход из лабиринта
Ситуация с подростками одинаково сильно беспокоит общество и у
нас, и в Германии, отметил руководитель «Перекрестка» Кирилл Хломов.
«Подростковая агрессия, подростковые суициды – все это требует создания
особых социально-психологических практик сопровождения подростка».
Необходимо взаимодействовать с окружением ребенка, со школой, с семьей.
А у нас каждое учреждение делает свое дело «автономно», не объединяя
усилий с другими службами, не делясь информацией.
В Германии же лучше всего налажена именно системная работа с
подростком, которая обеспечивается на уровне муниципалитета. Там даже
есть специальная должность кейс-менеджера, не принимающего никаких
решений, но собирающего в своих руках все сведения, касающиеся ребенка.
Правда, чтобы местные органы работали эффективно, нужна довольно сложно
организованная государственная структура с разветвленными связями,
многочисленными функциями, четко определенными зонами ответственности.
«Может, это и не лучший выход, – говорит Петер Лукачек, руководитель
особой консалтинговой организации, которая консультирует муниципальные
службы Дюссельдорфа, – но это наш ответ на возрастающую сложность
общества. Столько ситуаций, частных случаев, столько разных историй...
И для каждого частного случая необходимо создать собственное правило,
чтобы исключить всякую двусмысленность и чиновничий произвол. Так что
сложность системы поддерживается не менее сложным, но предельно четким
законодательством. А наши социальные работники и социальные педагоги
получают солидную юридическую подготовку».
В законе подробно прописаны не только права и обязанности родителей, но
и права детей. В частности, право на воспитание без насилия. А одно из
прав граждан (и обязанностей государства), оговоренных в законе, –
право на помощь, конкретную, связанную с теми или иными жизненными
обстоятельствами.
Интересно, что в Германии государство помогает гражданам
прежде всего через сеть негосударственных (официально
сертифицированных) структур, которые работают с семьями бесплатно, а
финансируются за счет государства. Таким образом, у родителей и даже
детей с определенного возраста есть право не только принять помощь, но
и выбрать ту организацию, с которой они хотели бы сотрудничать.
Вообще готовность семьи принимать помощь ценится в Германии очень
высоко. И для таких семей придумано множество способов поддержки, от
вполне традиционных до слегка чудаковатых, на взгляд иностранца.
Скажем, возможность обратиться в семейную или детскую консультацию за
советом – это привычно. А вот семейные воскресные завтраки в социальных
центрах – как-то странно. Специалисты помогают родителям и детям найти
общий язык, восстановить забытую традицию совместных трапез, мирных
застольных бесед.
«Такая помощь обходится недешево, – говорит Петер Лукачек, –
на две тысячи семей в Дюссельдорфе, нуждающихся сегодня в помощи,
расходуется около 75 млн евро в год. Но государство согласно тратить
огромные средства, чтобы сохранить связи между детьми и родителями.
Ведь всем понятно: социальное благополучие – основа экономического
процветания страны».
Суд идет
Подготовленная российская аудитория интересуется: «В нашей
прессе часто приводят в пример Германию как страну, в которой по вине
жесткого ювенального законодательства растет количество правонарушений.
Так ли это?»
Петер соглашается: «Отчасти так. Полиция, суды рассматривают огромное
количество заявлений по поводу проступков несовершеннолетних.
Достаточно, например, пару раз проехаться зайцем в трамвае – и тебя уже
вызвали в полицию. Отсюда формально неблагополучная статистика
правонарушений.
Зато наказания, штрафы минимальны. Они носят, скорее, воспитательный
характер. И хотя граждане упрекают власти в излишнем гуманизме,
молодежная среда в целом становится менее криминогенной.
Что же касается заявлений в полицию, то объясняется это еще и
многовековой привычкой наших граждан защищать свои права. И если этим
правам что-то угрожает (одноклассник стащил у сына мобильник), человек
хочет чувствовать, что вся мощь государства – за его спиной».
Разумеется, существует и процесс медиации. «Но только, – подчеркивает
Петер Лукачек, – на определенных условиях. Жертва должна быть согласна
на переговоры. Именно она ставит условия. Преступник (Лукачек тут же
поправляет себя – «виновник», детей не стоит называть преступниками)
признает вину и высказывает сожаление. Иначе будет суд!»
Впрочем, ювенальный суд в Германии (здесь решаются все проблемы
граждан, не достигших 21 года и не совершивших тяжких преступлений)
прежде всего занят воспитанием подростков, а не устрашением их и тем
более не уничтожением суровыми карами.
Эдвин Пютц, окружной ювенальный судья, руководитель центра заключения
несовершеннолетних в Дюссельдорфе, рассказывает, с чего начинается для
него любое дело: «Я всерьез спрашиваю подростка, что он делает. Прошу
объяснить причины. Я отношусь к нему как к личности. И только
проанализировав ситуацию, решаю, как буду говорить дальше, чтобы
человек понял свою ошибку и смог ее исправить. У меня как у судьи есть
целый спектр возможностей, решений, и я, как художник, вникая в
контекст, выбираю самое нужное и эффективное средство – как краску из
палитры».
Ни один судья, полицейский в Германии не ответят однозначно на
стандартный для нас вопрос: «А что бывает за это (кража, драка)?» Они
обязательно скажут: все зависит от конкретной ситуации. Гибкая система
позволяет в каждом случае выбрать адекватную меру воздействия.
Российская аудитория требует примеров из реальной практики. Эдвин
вспоминает: «Была недавно обвиняемая: нахамила контролеру в транспорте.
Извинилась и была отпущена тут же. Молодые люди попались на краже. Им
пришлось «отсидеть» в арестном доме».
Тут требуются комментарии. Оказывается, арестный дом – это своего рода
репетиция настоящей тюрьмы. Чтобы подросток мог понять, каково это –
оказаться за решеткой. Правда, в отличие от настоящей тюрьмы в арестном
доме только одиночные камеры: «Чтобы не происходило переопыление
субкультурами». Самое страшное в тюрьмах – растлевающее влияние матерых
уголовников на новичков – здесь исключено.
Но главное – пребывание в арестном доме остается личной тайной
нарушителя: он отбывает судебное наказание в выходные дни, в каникулы
(не более четырех недель в общей сложности).
Тюрьма по воскресеньям шокирует зал. Но наказание в виде принуждения к
написанию сочинения вызывает еще более бурную реакцию.
Эдвин однажды предложил трем малолетним пропагандистам нацистских идей
съездить на лично заработанные средства в Бухенвальд и описать поездку.
«– И вы думаете, на ребят это подействовало?
– Знаете, в Бухенвальде люди меняются. Это сильное впечатление.
– А если бы они не написали?
– Я бы спросил, почему. Если нет уважительной причины – пришлось бы
применить более суровое наказание. К примеру, отправить писать в
арестный дом».
Конечно, обсуждается и один из самых острых вопросов в сфере
ювенальной юстиции – лишение родительских прав. В Германии это, как и
во многих странах, возможно только по решению суда и только как крайняя
мера. Чтобы не злоупотреблять крайностями, государство расписало
родительские права. Бывает, мама и папа готовы заботиться о ребенке,
но, к примеру, не могут помочь ему с учебой. Тогда социальные опекуны
(назначенные судом) берут на себя только это право – определять место
обучения ребенка, а родители продолжают заниматься остальными
проблемами детей.
Очевидно, немецкий опыт невозможно перенести на нашу почву, может, и не
стоит этого делать. Но какие-то идеи интересны для обсуждения и снятия
страхов по поводу невиданного чудища – ювенальной юстиции. Страх и
агрессия взрослых – худшие помощники в решении детских, молодежных
проблем.