Горбунова Людмила, Карпенко Кирилл
Правила хорошего педагогического тона
Краткий самоучитель по отношениям с учениками, составленный школьниками для педагогов
В этом году календарь выхода газеты пронес очередной номер мимо
празднования Дня учителя, однако не мимо октября, в котором рассеяны
знаки и символы этой творческой профессии: нарядный кленовый лист,
птичье перо, румяные яблоки и волшебство быстрого преображения природы.
Когда актуально как пушкинское «И с каждой осенью я расцветаю вновь»,
так и со времен Платона известное «Учить – рождать в прекрасное».
Работа у учителя такая. Плоды его труда мало того что долговечные, они
еще и саморазвивающиеся. Это, конечно, круто для самоидентификации
человека в профессии, но и очень ответственно.
Удержать миссию и не соскользнуть в обыденность, когда перегрузка,
рутина и прочая профессиональная повседневность, – та еще
эквилибристика. Надо держаться, стоять – благо есть на что
опереться.
Во-первых, цели: для чего, зачем – по большому счету, а не по упрямству
«я так хочу – не хочу». Во-вторых, процессы. Ты это сказал, так
поступил – все идет в пазл, в общую картину, непрерывно складывающуюся
и неповторимую, – то есть созидание в чистом виде, авторство. Третья
опора – отношения с детьми. Понятно: совсем без противоречий
не обойтись, от доминирующей роли взрослого не избавиться, однако
светлые открытые отношения с учениками – специальная забота и, может
быть, главная работа учителя. Как раз в канун Дня учителя
педагоги-психологи из Красноярска прислали нам интересный материал на
эту тему.
– На районной
олимпиаде по психологии среди старшеклассников в одном из заданий мы
просим ребят дать как можно больше рекомендаций по решению той или иной
проблемы. Например: что сделать человеку, чтобы перестать опаздывать?
как бросить курить?
И ребята обычно дают
дельные, оригинальные советы. Такие, которые и в голову не придут
специалистам. Нам кажется, что среди ответов детей на вопрос «Как
учителю перестать конфликтовать с учениками?» каждый педагог найдет
подходящий для себя совет...
«Дети не звери»
Будьте приветливы.
Послушайте учеников, может, они правы, тогда поменяйте свою точку
зрения на предмет конфликта. Если вы не правы в ситуации,
открыто признайте это и извинитесь перед учеником. Если вы обидели
ученика публично, то и извиняться нужно публично. Объясняйте
учебный материал в понятной, доступной для учеников форме, делайте урок
более интересным, используйте информационные технологии.
Не давайте невыполнимых заданий, особенно на дом.
Иногда идите ученикам на уступки, соглашайтесь на компромисс.
Не отказывайте школьникам в помощи.
Ищите в учениках положительные качества и акцентируйте на них свое
внимание.
Не поддавайтесь на провокации, ведите урок, даже если никто не слушает.
У вас не должно быть «любимчиков» в классе, иначе конфликтов не
избежать.
Ставьте справедливые, обоснованные оценки.
Расскажите ученикам, какие их действия раздражают вас и даже выводят из
себя. Сделайте это вежливо, дети поймут. Но без криков.
Сходите с учениками в поход, на природу, в кино, в театр, просто
погуляйте по городу или организуйте другое совместное
времяпрепровождение. Так вы сможете лучше узнать друг друга, наладить
дружеские отношения, стать «своими». Это не повредит позиции учителя.
Поговорите по душам с детьми. Спросите, что их не устраивает в вашей
работе, в вас самих.
Поймите, школьники устают от постоянных конфликтов не меньше учителей.
Ведь дети не звери, дети ценят уважение, чувствуют, когда к ним
прислушиваются, когда их не считают маленькими, ничего не понимающими в
жизни. И не роботы, которых можно запрограммировать. Они могут думать,
чувствовать и сами принимать решения. Они сами выбирают, кто друг, а
кто враг.
«Займитесь собой или
смените профессию»
Прежде всего полюбите себя. А потом и окружающих.
Проведите самоанализ: что чаще всего выводит вас из себя? В каких
ситуациях чаще всего зарождаются конфликты? Почему вы совершаете то или
иное действие? Возможно, вас раздражает что-то в себе? Может,
обыденность? Поменяйте хоть что-то в своей жизни.
Заведите домашнее животное, придумайте себе хобби, займитесь спортом.
Посвящайте больше времени духовной сфере жизни.
Ведите личный дневник: записывайте в него свои эмоции. Это помогает
успокоиться и лучше понять себя.
На худой конец, поговорите с психологом или пройдите психологический
тренинг.
Спросите себя: нравится ли вам вообще ваша работа? Можно сменить
профессию. Ведь, работая с детьми, надо уметь себя контролировать.
«Понять, простить,
принять»
Никогда не теряйте самообладания, у каждого есть свои способы
самоуспокоения.
Вспомните себя в школьные годы, поставьте себя на место учеников – это
поможет понять ребят.
Будьте терпимы к ученикам. Не забывайте, что они все-таки дети и еще
учатся жизни, поэтому совершают много ошибок. Чаще улыбайтесь,
попытайтесь понять, простить.
Ищите золотую середину между твердостью и мягкостью в отношениях с
ребятами.
Обращайте особое внимание на отношения с лидерами класса.
В конфликтной ситуации выйдите из кабинета на время.
Привлеките посредника для разрешения конфликта – классного
руководителя, психолога, учителя, которому ученик доверяет.
Если вы будете по-человечески обращаться с детьми, у вас никогда не
будет проблем с учениками.