Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Горбунова Людмила, Карпенко Кирилл

Правила хорошего педагогического тона

Краткий самоучитель по отношениям с учениками, составленный школьниками для педагогов

В этом году календарь выхода газеты пронес очередной номер мимо празднования Дня учителя, однако не мимо октября, в котором рассеяны знаки и символы этой творческой профессии: нарядный кленовый лист, птичье перо, румяные яблоки и волшебство быстрого преображения природы. Когда актуально как пушкинское «И с каждой осенью я расцветаю вновь», так и со времен Платона известное «Учить – рождать в прекрасное». Работа у учителя такая. Плоды его труда мало того что долговечные, они еще и саморазвивающиеся. Это, конечно, круто для самоидентификации человека в профессии, но и очень ответственно.
Удержать миссию и не соскользнуть в обыденность, когда перегрузка, рутина и прочая профессиональная повседневность, – та еще эквилибристика. Надо держаться, стоять – благо есть на что опереться. 
Во-первых, цели: для чего, зачем – по большому счету, а не по упрямству «я так хочу – не хочу». Во-вторых, процессы. Ты это сказал, так поступил – все идет в пазл, в общую картину, непрерывно складывающуюся и неповторимую, – то есть созидание в чистом виде, авторство. Третья опора – отношения с детьми. Понятно: совсем без противоречий не обойтись, от доминирующей роли взрослого не избавиться, однако светлые открытые отношения с учениками – специальная забота и, может быть, главная работа учителя.  Как раз в канун Дня учителя педагоги-психологи из Красноярска прислали нам интересный материал на эту тему.

– На районной олимпиаде по психологии среди старшеклассников в одном из заданий мы просим ребят дать как можно больше рекомендаций по решению той или иной проблемы. Например: что сделать человеку, чтобы перестать опаздывать? как бросить курить?

И ребята обычно дают дельные, оригинальные советы. Такие, которые и в голову не придут специалистам. Нам кажется, что среди ответов детей на вопрос «Как учителю перестать конфликтовать с учениками?» каждый педагог найдет подходящий для себя совет...

 
«Дети не звери»

Будьте приветливы.
Послушайте учеников, может, они правы, тогда поменяйте свою точку зрения на предмет конфликта.  Если вы не правы в ситуации, открыто признайте это и извинитесь перед учеником. Если вы обидели ученика публично, то и извиняться нужно публично. Объясняйте учебный материал в понятной, доступной для учеников форме, делайте урок более интересным, используйте информационные технологии.
Не давайте невыполнимых заданий, особенно на дом.
Иногда идите ученикам на уступки, соглашайтесь на компромисс.
Не отказывайте школьникам в помощи.
Ищите в учениках положительные качества и акцентируйте на них свое внимание.
Не поддавайтесь на провокации, ведите урок, даже если никто не слушает.
У вас не должно быть «любимчиков» в классе, иначе конфликтов не избежать.
Ставьте справедливые, обоснованные оценки.
Расскажите ученикам, какие их действия раздражают вас и даже выводят из себя. Сделайте это вежливо, дети поймут. Но без криков.
Сходите с учениками в поход, на природу, в кино, в театр, просто погуляйте по городу или организуйте другое совместное времяпрепровождение. Так вы сможете лучше узнать друг друга, наладить дружеские отношения, стать «своими». Это не повредит позиции учителя.
Поговорите по душам с детьми. Спросите, что их не устраивает в вашей работе, в вас самих.
Поймите, школьники устают от постоянных конфликтов не меньше учителей. Ведь дети не звери, дети ценят уважение, чувствуют, когда к ним прислушиваются, когда их не считают маленькими, ничего не понимающими в жизни. И не роботы, которых можно запрограммировать. Они могут думать, чувствовать и сами принимать решения. Они сами выбирают, кто друг, а кто враг.

«Займитесь собой или смените профессию»

Прежде всего полюбите себя. А потом и окружающих.
Проведите самоанализ: что чаще всего выводит вас из себя? В каких ситуациях чаще всего зарождаются конфликты? Почему вы совершаете то или иное действие? Возможно, вас раздражает что-то в себе? Может, обыденность? Поменяйте хоть что-то в своей жизни.
Заведите домашнее животное, придумайте себе хобби, займитесь спортом.
Посвящайте больше времени духовной сфере жизни.
Ведите личный дневник: записывайте в него свои эмоции. Это помогает успокоиться и лучше понять себя.
На худой конец, поговорите с психологом или пройдите психологический тренинг.
Спросите себя: нравится ли вам вообще ваша работа? Можно сменить профессию. Ведь, работая с детьми, надо уметь себя контролировать.

«Понять, простить, принять»

Никогда не теряйте самообладания, у каждого есть свои способы самоуспокоения.
Вспомните себя в школьные годы, поставьте себя на место учеников – это поможет понять ребят.
Будьте терпимы к ученикам. Не забывайте, что они все-таки дети и еще учатся жизни, поэтому совершают много ошибок. Чаще улыбайтесь, попытайтесь понять, простить.
Ищите золотую середину между твердостью и мягкостью в отношениях с ребятами.
Обращайте особое внимание на отношения с лидерами класса.
В конфликтной ситуации выйдите из кабинета на время.
Привлеките посредника для разрешения конфликта – классного руководителя, психолога, учителя, которому ученик доверяет.
Если вы будете по-человечески обращаться с детьми, у вас никогда не будет проблем с учениками.