О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Сегодня уже очевидно: чтобы успешно решать современные
образовательные задачи, школе необходимо активно взаимодействовать с
различными социальными институтами. Ясно также, что заинтересованность
в сотрудничестве должна быть обоюдной, и прежде всего со стороны
руководителей муниципального уровня. Тогда образовательная среда
расширяется практически до пространства всего города. Примеры такого
рода прорывов уже есть. Об одном из них рассказывается в статье
Е.Умниковой и Е.Яровиковой «Старшеклассники
выбирают профессию: сетевой проект» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за
2012 год). Авторы описывают опыт системной работы по
созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников
в Екатеринбурге, где запущен сетевой инновационный проект
«Профи-дебют: масштаб – город».
Каждый участник проекта, а это – районные отделы образования,
территориальные службы занятости, учреждения высшего, среднего и
начального профессионального образования, учреждения дополнительного
образования, школы, предприятия, фирмы, средства массовой информации –
выполняет свои функции и задачи. Например, предприятия и фирмы
предоставляют свои ресурсы для экскурсий, социальных и
производственных практик, профессиональных проб. Учреждения
профессионального образования обеспечивают центр «Диалог»,
координирующий проект, актуальной информацией об условиях поступления
и перспективах трудоустройства, проводят олимпиады, деловые игры,
конкурсы, конференции, устраивают мастер-классы для будущих
абитуриентов.
Проектирование индивидуальных
образовательно-профессиональных маршрутов происходит во время
прохождения учениками специальных курсов «Основы выбора профессии» и
«Твоя профессиональная карьера» (для учеников восьмых классов),
«Профессиональная карьера» (для девятиклассников), «Технология
устройства на работу» (для учеников десятых классов).
В статье Л.Полуниной «Повышенная
школьная тревожность как фактор снижения успеваемости учащихся пятых
классов» («ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО
УНИВЕРСИТЕТА», № 2 за 2012 год) представлены результаты
исследования, проведенного сотрудниками кафедры общей и
педагогической психологии Московского государственного областного
университета. Исследование показало, что при переходе из четвертого в
пятый класс у тревожных детей успеваемость падает более резко, чем у
других учеников. Факторы, которые усиливают состояние тревожности,
известны давно. Чаще всего это непонятый урок и страх перед
необходимостью ответа, боязнь плохой отметки. Тревожность в этом случае
может сочетаться с психосоматическими симптомами: болями в животе,
учащенным сердцебиением. А еще тревожное состояние вызывают невыученное
домашнее задание, страх перед строгим учителем, неблагополучие в
отношениях с одноклассниками. Ну и, естественно, –
оценочно-экзаменационные ситуации в форме «срезов знаний», контрольных
работ.
По мнению экспертов, современные подростки существенно
отличаются от учеников, которые описаны в классических трудах по
возрастной психологии. В чем состоят эти отличия? Один из ответов дан в
статье Б.Бадмаевой «Возрастные
особенности современных школьников 10–12 лет» («ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», №
7 за 2012 год).
В частности, физическое созревание сегодняшних подростков происходит
гораздо быстрее и заканчивается раньше, чем у их сверстников в прошлом
столетии. Вместе с тем заметной стала неравномерность физического
развития: одни подростки выглядят взрослыми, другие только начинают
расставаться с детством. А вот психологическое и социальное развитие
явно отсрочилось, увеличился промежуточный период между детством и
взрослостью.
В статье описаны особенности прохождения современными подростками
различных стадий взросления, выделены основные проблемы, которые
затрудняют этот процесс. Так, желание подростка быть причастным к
социуму, его стремление к самоутверждению зачастую не встречает
понимания со стороны взрослых. Кроме того, отсутствуют условия для
реального выхода подростка на серьезные общественно значимые дела. Это
противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной
задержке личностного развития.