Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Сегодня уже очевидно: чтобы успешно решать современные образовательные задачи, школе необходимо активно взаимодействовать с различными социальными институтами. Ясно также, что заинтересованность в сотрудничестве должна быть обоюдной, и прежде всего со стороны руководителей муниципального уровня. Тогда образовательная среда расширяется практически до пространства всего города. Примеры такого рода прорывов уже есть. Об одном из них рассказывается в статье Е.Умниковой и Е.Яровиковой «Старшеклассники выбирают профессию: сетевой проект» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2012 год). Авторы описывают опыт системной работы по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников в Екатеринбурге, где запущен сетевой ин­новационный проект «Профи-дебют: мас­штаб – город».
Каждый участник проекта, а это – районные отделы образования, территориальные службы занятости, учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, учреждения дополнительного образования, школы, предприятия, фирмы, средства массовой информации – выполняет свои функции и задачи. Например, предприятия и фирмы предоставляют свои ресурсы для экскурсий, социальных и производствен­ных практик, профессиональных проб. Учреждения профессио­нального образования обеспечивают центр «Диалог», координирующий проект, актуальной инфор­мацией об условиях поступления и перспекти­вах трудоустройства, проводят олимпиады, деловые игры, конкур­сы, конференции, устраивают мастер-классы для буду­щих абитуриентов.

Проектирование ин­дивидуальных образовательно-профес­сиональных маршрутов происходит во время прохождения учениками специальных курсов «Ос­новы выбора профессии» и «Твоя про­фессиональная карьера» (для учеников восьмых классов), «Профессиональная карьера» (для девятиклассников), «Технология устройст­ва на работу» (для учеников десятых классов).

В статье Л.Полуниной «Повышенная школьная тревожность как фактор снижения успеваемости учащихся пятых классов» («ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА», № 2 за 2012 год) представлены результаты исследования, проведенного сотрудниками кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета. Исследование показало, что при переходе из четвертого в пятый класс у тревожных детей успеваемость падает более резко, чем у других учеников. Факторы, которые усиливают состояние тревожности, известны давно. Чаще всего это непонятый урок и страх перед необходимостью ответа, боязнь плохой отметки. Тревожность в этом случае может сочетаться с психосоматическими симптомами: болями в животе, учащенным сердцебиением. А еще тревожное состояние вызывают невыученное домашнее задание, страх перед строгим учителем, неблагополучие в отношениях с одноклас­сниками. Ну и, естественно, – оценочно-экзаменационные ситуации в форме «срезов знаний», контрольных работ.

По мнению экспертов, современные подростки существенно отличаются от учеников, которые описаны в классических трудах по возрастной психологии. В чем состоят эти отличия? Один из ответов дан в статье Б.Бадмаевой «Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет» («ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», № 7 за 2012 год).
В частности, физическое со­зревание сегодняшних подростков происходит гораздо быстрее и заканчивается раньше, чем у их сверстников в прошлом столе­тии. Вместе с тем заметной стала неравномерность физического развития: одни подростки выглядят взрослыми, другие только на­чинают расставаться с детством. А вот психологическое и социаль­ное развитие явно отсрочилось, увеличился промежуточный пери­од между детством и взрослостью.
В статье описаны особенности прохождения современными подростками различных стадий взросления, выделены основные проблемы, которые затрудняют этот процесс. Так, желание подростка быть причаст­ным к социуму, его стремление к самоутверждению зачастую не встречает понимания со стороны взрослых. Кроме того, отсутствуют условия для реаль­ного выхода подростка на серьезные общественно значимые дела. Это про­тиворечие приводит к острому внутреннему конфликту и искус­ственной задержке личностного развития.