ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ
Витковский Анатолий, Крокинская Ольга
Антипедагогическое педагогическое образование...
Оно не мотивирует, а подавляет желание работать в школе. Так сегодня считают многие студенты педвузов, и похоже, большинство экспертов с ними согласны
Социологические исследования, проведенные в последнее
десятилетие, говорят о том, что качество педагогического образования в
России оценивается довольно низко. Об этом свидетельствуют опросы
руководителей школ, учителей, родителей учеников, ректоров вузов и
самих студентов. Каковы же главные недостатки «образования для
учителей»? Об этом наш разговор с доктором социологических наук,
профессором Российского государственного педагогического университета
имени А.И.Герцена Ольгой КРОКИНСКОЙ.
Если проанализировать результаты исследований, которые
проводились на кафедрах Академии постдипломного педагогического
образования Санкт-Петербурга, а также РГПУ им. А.И.Герцена за период с
2003 года по настоящее время, то выяснится, что самые резкие оценки
системе дают студенты.
Вот типичные высказывания: «Педагогика – самая скучная дисциплина»;
«Преподаватели нам так рассказывают о педагогике, что заниматься ею
пропадает всякое желание». Таким образом, один из главных недостатков
педагогического образования в том, что оно не мотивирует молодых людей
на работу по профильной специальности. В данном случае мы не говорим о
других факторах, снижающих готовность молодых людей работать в школе,
таких как зарплата и статус профессии в обществе.
Ректоры педагогических вузов тоже настроены весьма критично. Данные
опроса свидетельствуют, что, с точки зрения большинства респондентов,
для улучшения педагогического образования значительно измениться
должны: организация и формы учебного процесса в вузе (53% опрошенных),
содержание высшего педагогического образования (59%), характер труда
педагогов вуза (59%).
Невысоко оценивает работу системы высшего педагогического образования и
главный его «потребитель» – школа.
Правда, тут надо сделать одну оговорку: школа и не ждет от вузов
качественного продукта «на выходе». Как показывают опросы директоров
школ и их заместителей, далеко не все руководители образовательных
учреждений считают, что выпускники вузов должны полностью владеть
основами профессии, уметь осуществлять полноценное педагогическое
целеполагание, достигать учебных и воспитательных результатов,
продуктивно взаимодействовать с семьями учеников. Единственное, что
хотели бы наблюдать у выпускников вузов почти все опрошенные – это
наличие общей педагогической установки (основы профессионального
мышления): видеть ребенка, знать, понимать, помогать, содействовать
успеху.
В целом же школа предъявляет к качеству подготовки выпускника, мягко
говоря, невысокие требования (не без оснований полагая, что реальная
квалификация может быть достигнута педагогом только с опытом работы),
однако и эти сдержанные ожидания на практике не удовлетворяются. Как
правило, оценку «должны уметь» по конкретному критерию дают значительно
больше респондентов, чем оценку «умеют». К примеру, позиции «выпускники
вузов должны уметь взаимодействовать с семьей как с партнером»
придерживаются 75% респондентов, а позиции «выпускники вузов умеют
взаимодействовать с семьей» – 60%. Главная педагогическая компетенция
«видеть ребенка, знать, понимать, помогать, содействовать успеху»
оценивается следующим образом: «должны уметь» – 91%, «умеют» – 29% (!).
Что же касается позиции родителей, то в их ответах на вопросы «В какой
мере педагогическое образование соответствует запросам общества,
запросам семьи, потребностям детей и перспективам развития
государства?» оценочные суждения «отчасти соответствует» существенно
преобладают над оценками «полностью» и «в основном».
Отметим, что учителя оказались настроены почти так же критично, как и
родители.
– Похоже, в
экспертном сообществе, во всяком случае в вузовском, окончательно
утвердилось понимание, что сегодня необходимо готовить учителей с
какими-то иными профессиональными компетенциями. А есть ли в школе
запрос на иной тип профессионализма молодых учителей?
– Если говорить о массовом педагогическом сознании, о
сообществе школьных педагогов в целом (а не об отдельных инновационных
школах), то такого запроса нет.
Опрос директоров показал, что приоритетными для школы они считают более
или менее традиционные компетенции и квалификации. По их мнению,
молодые учителя должны быть в первую очередь надежными работниками
отрасли, компетентными в сфере своих служебных функций, а
инициативными, творческими, инновационно ориентированными людьми во
вторую–третью очередь. Только 20% опрошенных считают обязательным
владение навыками исследовательской деятельности, низко оцениваются
значимость познавательного отношения к миру, способности решать
нестандартные задачи, взаимодействовать со специалистами смежных
областей, а также проектная направленность деятельности. И это большая
проблема.
Получается, что школа смиренно ждет специалиста с незавершенной
квалификацией, чтобы довести его «до кондиции» путем простого
погружения в свою среду – часто такую же, какой она была чуть ли не в
предыдущую эпоху. В результате молодой учитель «затачивается» по
образцам вчерашнего дня, и этот результат школу в целом устраивает.
– Все же суждение о
необходимости «значительного изменения содержания педагогического
образования» очень общее. А в чем конкретно должно измениться
содержание образования, с точки зрения экспертов?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужны другие, специальные
исследования. Но судя по имеющейся информации (тексты СМИ, выступления
и обсуждения на форумах, диалоги в интернет-сетях, а также выступления
и публикации самих экспертов образования), можно утверждать, что
какого-то целостного представления, которое бы разделялось большинством
экспертов, на сегодняшний день в профессиональном сообществе нет. В том
что касается педагогического образования, то есть образования учителей,
оно, очевидно, должно быть производным от целей и содержания школьного
образования, а с этим в нашей стране, в свою очередь, положение очень
сложное. И на сегодняшний день ни новый закон «Об образовании», ни
образовательные стандарты удовлетворительных ответов на вопросы не
дают.
– Но откуда и как этот
другой тип профессиональной деятельности придет в массовую школу?
– Я думаю, что новый тип профессионализма может родиться
только в самой школьной практике. Конечно, ученые должны помочь
педагогам отрефлексировать лучшие, современные образцы профессиональной
деятельности, но сначала надо дать возможность жизни сотворить эти
образцы. Для такого творчества необходимы свобода и внутренняя
мотивация, которая была у школьных учителей в начале 90-х, а сегодня
этой мотивации нет, так как в педагогическом сообществе потеряно
доверие к инициаторам реформ и к власти. Уже не секрет, что в
российском обществе утрачено доверие практически ко всем институтам, в
том числе к системе образования. Регулярные и не зависящие друг от
друга социологические опросы говорят о том, что сегодня россияне в
достаточной степени доверяют только членам своих семей. Восстановить
доверие, в данном случае к руководству образованием, будет очень
трудно. Одно из принципиальных препятствий для этого состоит в том, что
оно по-прежнему ориентировано на бюрократический стиль управления и
формальные показатели успешности. Вот почему сегодня что-то новое можно
создавать только в микроформах, на уровне «протянутой руки», там, где
образуются маленькие группы доверяющих друг другу профессионалов, все
еще мотивированных на творчество.
Вместе с тем у меня есть ощущение, что сегодняшний застой мы пройдем
быстрее, чем брежневский, поскольку в информационном мире все процессы
ускоряются, в том числе процесс нарастания и осознания абсурда в
системе образования.