Приезжал министр. Требовал электронные журналы...
Если бы формула «внедрить и доложить об исполнении» не
работала, ею бы не пользовались. А если бы она работала взаправду –
чего бы у нас только не было. Но все куда интереснее: «верхи» уже
отчитались и забыли, а «низы» еще не поняли, о чем так грозно им
кричали.
Мы получили письмо учителя из Забайкальского края на одну из
нестареющих тем:
«Не подскажете, что за
блажь у начальства с электронными дневниками и журналами? Это
обязательно? Дома интернета у многих нет, в нашем крае очень низкий
уровень жизни. В школе интернет только у завуча и в кабинете
информатики. Но приехал наш краевой министр, кричал по поводу того, что
мы живем в прошлом веке, должны зарабатывать деньги сами и никто нам
ничем не обязан. Он уехал – мы остались. Он приказал – а как выполнить?
Взялись – с ума сойти, у кого есть интернет, у того сидим ночью дома».
Что надо знать учителю в такой ситуации?
Во-первых, есть ТК РФ, статья 72, по которой работнику не могут вменить
без согласия новые обязанности. Есть Закон «Об образовании», в котором
ведение текущей успеваемости и промежуточной аттестации – компетенция
школы (то есть директора, а не министра). Наконец, есть письмо МОН РФ
от 15.2.2012 №?АП-147/07, где все это написано и очень подробно
объяснено, в том числе и про условия введения ЭЖ. Найти письмо проще
всего здесь: http://www.rujel.net/about/Questions/femida/bumagaout
(ссылки на документ внизу страницы), так как поисковая система сайта
самого министерства оставляет желать лучшего.
Второе. Основной барьер к введению электронного документооборота –
технический. В рамках тех предложений, которые сейчас есть на рынке
данных услуг, обойтись без свободного доступа в интернет, не говоря уже
о наличии компьютера, невозможно. Как раз недавно были обнародованы
итоги исследования «Оценка эффективности использования и
востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в
общеобразовательных учреждениях» (НФПК)?– участвовало 78 регионов.
И оказалось, что компьютерная оснащенность школ не так велика, как
предлагают думать: один школьный компьютер на 12–16 человек. Самые
высокооснащенные – лицеи, но и там цифра лишь подбирается к 50%. Чуть
похуже в гимназиях и в школах с углубленным изучением предметов. А вот
начальные, основные и средние общеобразовательные школы плохо оснащены
всем – и компьютерами (23%), и проекторами, и принтерами, и
интерактивными досками.
Что касается доступа в интернет, то параметр «доступен в каждом
кабинете с компьютера ученика и педагога, а не только у администрации»
– 65% даже в лицеях. Для массовых школ – тех самых начальных, основных
и общеобразовательных – примерно 40%. И в целом – компьютер в школе
доступен для большинства лишь на уроке информатики.
А это значит, что сегодня никто не может требовать срочного
повсеместного введения ЭЖ. И еще не скоро сможет, судя по всему.