РЕПОРТАЖ
Школа, открытая миру
Такой ей помогает быть программа волонтерских образовательных обменов фонда AFS-Интеркультура
Что нужно сделать, чтобы уважение и принятие человека любой
национальности из лозунгов превратились в неотъемлемую часть жизни? В
Фонде AFS-Интеркультура убеждены: начинать нужно с реального
межкультурного взаимодействия. И участвовать в нем
должны в первую очередь дети. AFS России был официально
зарегистрирован в 1992 году, и на сегодняшний день в его работу
вовлечены 20 регионов. Участники проекта уверены в его огромной
значимости и считают, что принять участие в этой работе могут все –
было бы желание! Так в чем же особенность межкультурного
взаимодействия, которое предлагает AFS? За ответом на вопрос мы
отправились... в Киров. И это не случайно.
Служба спасения
В самый разгар Первой мировой войны, в 1914 году, добровольцы
Американской службы спасения (American Field Service – AFS),
базирующейся во Франции, вывозили с полей сражения раненых. Тогда же
молодые американцы переправили оставшихся без родителей французских
детей в свои семьи. О создании крупнейшей благотворительной организации
мира никто и не думал – просто помогали сиротам.
Прошло совсем немного времени, и разразилась новая трагедия –
Вторая мировая война. И снова миллионы покореженных судеб. Неприятие
чужой культуры, традиций, языка... Работа службы спасения возобновилась
в 1939 году, а после окончания Второй мировой в 1947 году была создана
программа межкультурного взаимодействия (AFS-Intercultural Program), в
рамках которой старшие школьники могут в течение довольно длительного
времени (учебный триместр или год) жить и учиться за рубежом, знакомясь
с культурой других стран.
Семья
20-летие AFS России праздновали в Кирове. Московский поезд
пришел рано утром, гостей встречал заместитель председателя
правительства Кировской области Александр Галицких – председатель
Центрального совета Фонда. Он, еще будучи директором Вятской
гуманитарной гимназии, стал волонтером AFS с момента открытия его
российского подразделения и с тех пор вкладывает много сил в развитие
идей этого проекта.
На перроне – шумная, веселая толпа: руководство, волонтеры,
школьники, бывшие участники программы. Все обнимаются, шутят.
Запланированных заранее автобусов не хватило, пришлось переправляться в
гостиницу двумя рейсами.
В центре внимания – невысокая женщина, Нонна Коврижных,
исполнительный директор фонда «Интеркультура» (AFS России), она знакома
с каждым волонтером, с каждым студентом, прошла все ступени
волонтерской работы. К ней подходят поздороваться почти все приехавшие,
как к многодетной маме, которую давно не видели. Такая большая семья…
Иностранцев в этой толпе трудно отличить, почти все не только
говорят на русском, но и ведут себя как россияне. Только акценты такие
разные. Выделяется лишь небольшая группа индийских школьников – это их
первый приезд в Россию, первое знакомство с принимающими семьями.
Четыре отличия
«Ничего особенного, обычная программа по обмену школьниками»,
– именно так сначала подумала я. Да, атмосфера доброжелательная, все
готовы к общению, ну и что из этого? Все равно за границу могут
отправлять своих детей лишь те, у кого есть средства. А принимать
чужеземцев – работа сложная, неблагодарная, кому это надо?
Участники торжеств смотрели на меня то с сожалением (бедная,
она никогда не была ни учеником в другой стране, ни принимающей семьей,
ни волонтером!), то с гневом (разве можно нас сравнивать с другими
проектами! мы же – особенные, у нас всю работу осуществляют
волонтеры!).
В суматохе встреч было трудно понять, чем этот проект
отличается от других известных мне. Я перебегала от одного человека к
другому с одними и теми же вопросами. Попробуйте поговорить с
кем-нибудь серьезно на празднике семейной встречи, и вы поймете, что
мне пришлось пережить!
Наконец я нашла человека, не говорящего по-русски и потому
более свободного от постоянного общения – Кристин Вогель, представителя
AFS-International, центрального офиса организации. Она пояснила:
– Есть четыре основных отличия нашей деятельности от других
подобных проектов. Во-первых, наша основная цель – погружение детей в
другую культуру. Именно погружение! Конечно, переселяясь на целый год в
чужую страну, дети осваивают ее язык, ходят в школу, получают отметки,
но не это главное. Главное, что они живут в самых обычных семьях,
впитывая традиции и культуру этой страны через будничное, повседневное
общение. Во-вторых, основную работу в AFS ведут не сотрудники офисов, а
волонтеры, которых по миру более ста тысяч. Они принимают новых
студентов, размещают в семьях, которые также являются волонтерами,
помогают справиться с возникающими в период адаптации трудностями.
В-третьих, наша программа обычно меняет жизнь ее участников.
Возвращаясь из другой страны, молодые люди становятся более уверенными
в себе, легко выходят на контакт, готовы к сотрудничеству с разными
людьми. В-четвертых, не бывает бывших членов AFS – войдя однажды в нашу
структуру, люди не прекращают отношения с ней. Бывшие участники обмена
в дальнейшем становятся волонтерами, а повзрослев – принимающими
семьями.
Правила безопасности
...Подростки любят рисковать, они так знакомятся с жизнью, но
фонд делает все возможное, чтобы свести риски к минимуму.
Те, кто отправляется за границу, получают хорошую страховку,
при необходимости покрывающую не только лечение, но и помощь адвокатов,
приезд родителей и многое другое. Но сначала ребенок и родители
подписывают с фондом соглашение, в котором указано, что участнику
программы категорически запрещается: хранить, употреблять и
распространять наркотики; водить моторизованный транспорт,
передвигаться автостопом, голосовать на дорогах, искать попутчиков,
садиться в случайные машины. Пользоваться разрешается только
общественным лицензированным транспортом либо транспортом,
предоставленным принимающей семьей или организацией.
Молодых людей, нарушивших правила соглашения, выселяют из
страны в течение 24 часов без обсуждения.
Понятно, что правила эти возникли не случайно. Практика
свидетельствует: несоблюдение их может обернуться трагедией. Так,
недавно девушки, обучавшиеся в Италии, вопреки всем запретам поехали
ночью на дискотеку, возвращались на попутной машине и подверглись
нападению. В результате открыто уголовное дело, за ходом которого
следит фонд. Об их высылке речь не идет: они – пострадавшие дети; им
помогают волонтеры, психологи, адвокаты.
Принять или отправить?
Если нет материальной возможности отправить ребенка на год за
границу, можно принимать ребят из других стран у себя. Директор
Завьяловской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов (с.
Завьялово, Ижевская область) Эльвира Дудырева уверена, что участие в
этом проекте обогащает и воспитательный, и учебный процессы в их школе:
– Любви к родине, своей культуре, толерантности и многому
другому мы учимся все вместе, принимая у себя уже пятого ребенка из
другой страны. Сейчас в нашей школе учится мальчик из Японии. Еду в
маршрутке, а водитель спрашивает, кто у нас в школе на этот раз.
Объяснила, а он разволновался, что высадил его не на той остановке: «Вы
бы нас предупредили! Заблудится еще!» Каждый новый ребенок, приехавший
к нам, становится частью нашего сообщества. Мы о нем заботимся,
стараемся ему показать то лучшее, что есть в нашем селе, в нашей
стране. Наконец-то работа учителей иностранных языков получила
настоящий смысл: дети понимают, зачем им нужно говорить на английском,
немецком, французском… В то же время приезд иностранцев почти не
изменяет нашу обычную жизнь, напротив, обогащает ее.
Однако не всем удается принять у себя в школе иностранца.
Случайно услышала такой разговор: «Где найти семью, готовую год
воспитывать и кормить чужого ребенка? Ответственность огромная, да еще
и финансовые расходы! Никто не хочет помочь, управление образования
отмахивается от этого проекта, мол, никому не нужны чужие дети, со
своими бы справиться»…
Принимающие семьи в конце работы хорошо знают своих приемных
детей и культуру их родины. На одном семинаре участникам раздали
заполненные анкеты, в которых наши школьники рассказывали о семьях, в
которых жили, о школах и традициях принимающих стран. Из находящихся в
аудитории никто там не был, но по описанию детей тут же смогли
отгадать, о какой стране идет речь. И сразу начинали рассказывать свои
истории. Мне запомнилась следующая: «У меня жил немец. Так он вещи
бросал в своей комнате где вздумается, а когда я сделала замечание,
удивился, мол, зачем вы входите в комнату, где я живу, ведь это – мое
личное пространство!» Все понимающе заулыбались: личное пространство
ребенка во многих странах так же священно, как и личное пространство
взрослого.
Для тех, кто отправляется за границу, – свои правила, своя
школа жизни. У детей хорошая страховка, помощь волонтеров-психологов.
Но есть три условия, при нарушении которых молодых людей выселяют из
страны в течение 24 часов, без обсуждения. Нельзя пробовать наркотики,
сидеть за рулем автомобиля и путешествовать автостопом. Думаю, многие
родители, узнав о таких жестких правилах, вздохнули с облегчением.
Не стоит думать, что все участники этой программы наверняка
потом уедут за границу. Наоборот. Рефлексия – обязательный этап
программ AFS-Интеркультура, и вот как некоторые формулируют свое
отношение: «Я теперь уверена, что, в какую точку мира я бы ни попала,
через пару часов у меня там появятся друзья, мне будет легко и
спокойно». «Я поняла главное: моя страна – это Россия. Да, я смогу
приспособиться к любой стране, но жить хочу только здесь».
На парусах мечты
Праздник начался с посадки деревьев – в Кирове закладывалась
«Аллея дружбы». В приветственном слове Александр Галицких рассказал о
развивающемся в Кировской области волонтерском движении. С каким
удовольствием ребята и взрослые сажали ели! Каждую с любовью погружали
в лунку несколько пар рук: родные и приемные дети и родители,
волонтеры, коллеги, друзья. Рядом ставили табличку с добрыми словами и
обязательно фотографировались на память.
Потом все вместе пошли в театр, где плакали и смеялись, глядя
на четыре молодые пары «Ассоль+Грей», мечтающие о любви, и одну пожилую
пару… «Алые паруса» Грина тесно переплетались с парусами мечты
сегодняшних девушек и юношей…
Не случайно праздник AFS проводился именно в Кирове. Дело не
только в том, сколько сил и денег правительство этого региона отдает
проекту: из Кировской области в течение последних трех лет ежегодно
отправляются по 10 школьников за счет грантов губернатора. Главное, что
там ведется последовательная работа по развитию межкультурной,
понимающей многоликость детства системы образования.
Как войти в проект?
В этом проекте могут участвовать школы из любого региона
России. Для начала советуем выйти на сайт www.afs.ru и посмотреть, есть
ли в вашем регионе региональное отделение. Если есть, нужно обращаться
в него. Если нет – в центральный офис. Посмотрите внимательно рубрику
«проекты и конкурсы», в ней рассказывается о том, как можно получить
стипендии для своих ребят.