Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Леонтьева Ольга

Школа, открытая миру

Такой ей помогает быть программа волонтерских образовательных обменов фонда AFS-Интеркультура

Что нужно сделать, чтобы уважение и принятие человека любой национальности из лозунгов превратились в неотъемлемую часть жизни? В Фонде AFS-Интеркультура убеждены: начинать нужно с реального межкультурного взаимодействия. И участвовать в нем должны в первую очередь дети. AFS России был официально зарегистрирован в 1992 году, и на сегодняшний день в его работу вовлечены 20 регионов. Участники проекта уверены в его огромной значимости и считают, что принять участие в этой работе могут все – было бы желание! Так в чем же особенность межкультурного взаимодействия, которое предлагает AFS? За ответом на вопрос мы отправились... в Киров. И это не случайно.

Служба спасения

В самый разгар Первой мировой войны, в 1914 году, добровольцы Американской службы спасения (American Field Service – AFS), базирующейся во Франции, вывозили с полей сражения раненых. Тогда же молодые американцы переправили оставшихся без родителей французских детей в свои семьи. О создании крупнейшей благотворительной организации мира никто и не думал – просто помогали сиротам.

Прошло совсем немного времени, и разразилась новая трагедия – Вторая мировая война. И снова миллионы покореженных судеб. Неприятие чужой культуры, традиций, языка... Работа службы спасения возобновилась в 1939 году, а после окончания Второй мировой в 1947 году была создана программа межкультурного взаимодействия (AFS-Intercultural Program), в рамках которой старшие школьники могут в течение довольно длительного времени (учебный триместр или год) жить и учиться за рубежом, знакомясь с культурой других стран.


Семья

20-летие AFS России праздновали в Кирове. Московский поезд пришел рано утром, гостей встречал заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких – председатель Центрального совета Фонда. Он, еще будучи директором Вятской гуманитарной гимназии, стал волонтером AFS с момента открытия его российского подразделения и с тех пор вкладывает много сил в развитие идей этого проекта.

На перроне – шумная, веселая толпа: руководство, волонтеры, школьники, бывшие участники программы. Все обнимаются, шутят. Запланированных заранее автобусов не хватило, пришлось переправляться в гостиницу двумя рейсами.

В центре внимания – невысокая женщина, Нонна Коврижных, исполнительный директор фонда «Интеркультура» (AFS России), она знакома с каждым волонтером, с каждым студентом, прошла все ступени волонтерской работы. К ней подходят поздороваться почти все приехавшие, как к многодетной маме, которую давно не видели. Такая большая семья…

Иностранцев в этой толпе трудно отличить, почти все не только говорят на русском, но и ведут себя как россияне. Только акценты такие разные. Выделяется лишь небольшая группа индийских школьников – это их первый приезд в Россию, первое знакомство с принимающими семьями.


Четыре отличия

«Ничего особенного, обычная программа по обмену школьниками», – именно так сначала подумала я. Да, атмосфера доброжелательная, все готовы к общению, ну и что из этого? Все равно за границу могут отправлять своих детей лишь те, у кого есть средства. А принимать чужеземцев – работа сложная, неблагодарная, кому это надо?

Участники торжеств смотрели на меня то с сожалением (бедная, она никогда не была ни учеником в другой стране, ни принимающей семьей, ни волонтером!), то с гневом (разве можно нас сравнивать с другими проектами! мы же – особенные, у нас всю работу осуществляют волонтеры!).

В суматохе встреч было трудно понять, чем этот проект отличается от других известных мне. Я перебегала от одного человека к другому с одними и теми же вопросами. Попробуйте поговорить с кем-нибудь серьезно на празднике семейной встречи, и вы поймете, что мне пришлось пережить!

Наконец я нашла человека, не говорящего по-русски и потому более свободного от постоянного общения – Кристин Вогель, представителя AFS-International, центрального офиса организации. Она пояснила:

– Есть четыре основных отличия нашей деятельности от других подобных проектов. Во-первых, наша основная цель – погружение детей в другую культуру. Именно погружение! Конечно, переселяясь на целый год в чужую страну, дети осваивают ее язык, ходят в школу, получают отметки, но не это главное. Главное, что они живут в самых обычных семьях, впитывая традиции и культуру этой страны через будничное, повседневное общение. Во-вторых, основную работу в AFS ведут не сотрудники офисов, а волонтеры, которых по миру более ста тысяч. Они принимают новых студентов, размещают в семьях, которые также являются волонтерами, помогают справиться с возникающими в период адаптации трудностями. В-третьих, наша программа обычно меняет жизнь ее участников. Возвращаясь из другой страны, молодые люди становятся более уверенными в себе, легко выходят на контакт, готовы к сотрудничеству с разными людьми. В-четвертых, не бывает бывших членов AFS – войдя однажды в нашу структуру, люди не прекращают отношения с ней. Бывшие участники обмена в дальнейшем становятся волонтерами, а повзрослев – принимающими семьями.


Правила безопасности

...Подростки любят рисковать, они так знакомятся с жизнью, но фонд делает все возможное, чтобы свести риски к минимуму.

Те, кто отправляется за границу, получают хорошую страховку, при необходимости покрывающую не только лечение, но и помощь адвокатов, приезд родителей и многое другое. Но сначала ребенок и родители подписывают с фондом соглашение, в котором указано, что участнику программы категорически запрещается: хранить, употреблять и распространять наркотики; водить моторизованный транспорт, передвигаться автостопом, голосовать на дорогах, искать попутчиков, садиться в случайные машины. Пользоваться разрешается только общественным лицензированным транспортом либо транспортом, предоставленным принимающей семьей или организацией.

Молодых людей, нарушивших правила соглашения, выселяют из страны в течение 24 часов без обсуждения.

Понятно, что правила эти возникли не случайно. Практика свидетельствует: несоблюдение их может обернуться трагедией. Так, недавно девушки, обучавшиеся в Италии, вопреки всем запретам поехали ночью на дискотеку, возвращались на попутной машине и подверглись нападению. В результате открыто уголовное дело, за ходом которого следит фонд. Об их высылке речь не идет: они – пострадавшие дети; им помогают волонтеры, психологи, адвокаты.


Принять или отправить?

Если нет материальной возможности отправить ребенка на год за границу, можно принимать ребят из других стран у себя. Директор Завьяловской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов (с. Завьялово, Ижевская область) Эльвира Дудырева уверена, что участие в этом проекте обогащает и воспитательный, и учебный процессы в их школе:

– Любви к родине, своей культуре, толерантности и многому другому мы учимся все вместе, принимая у себя уже пятого ребенка из другой страны. Сейчас в нашей школе учится мальчик из Японии. Еду в маршрутке, а водитель спрашивает, кто у нас в школе на этот раз. Объяснила, а он разволновался, что высадил его не на той остановке: «Вы бы нас предупредили! Заблудится еще!» Каждый новый ребенок, приехавший к нам, становится частью нашего сообщества. Мы о нем заботимся, стараемся ему показать то лучшее, что есть в нашем селе, в нашей стране. Наконец-то работа учителей иностранных языков получила настоящий смысл: дети понимают, зачем им нужно говорить на английском, немецком, французском… В то же время приезд иностранцев почти не изменяет нашу обычную жизнь, напротив, обогащает ее.

Однако не всем удается принять у себя в школе иностранца. Случайно услышала такой разговор: «Где найти семью, готовую год воспитывать и кормить чужого ребенка? Ответственность огромная, да еще и финансовые расходы! Никто не хочет помочь, управление образования отмахивается от этого проекта, мол, никому не нужны чужие дети, со своими бы справиться»…

Принимающие семьи в конце работы хорошо знают своих приемных детей и культуру их родины. На одном семинаре участникам раздали заполненные анкеты, в которых наши школьники рассказывали о семьях, в которых жили, о школах и традициях принимающих стран. Из находящихся в аудитории никто там не был, но по описанию детей тут же смогли отгадать, о какой стране идет речь. И сразу начинали рассказывать свои истории. Мне запомнилась следующая: «У меня жил немец. Так он вещи бросал в своей комнате где вздумается, а когда я сделала замечание, удивился, мол, зачем вы входите в комнату, где я живу, ведь это – мое личное пространство!» Все понимающе заулыбались: личное пространство ребенка во многих странах так же священно, как и личное пространство взрослого.

Для тех, кто отправляется за границу, – свои правила, своя школа жизни. У детей хорошая страховка, помощь волонтеров-психологов. Но есть три условия, при нарушении которых молодых людей выселяют из страны в течение 24 часов, без обсуждения. Нельзя пробовать наркотики, сидеть за рулем автомобиля и путешествовать автостопом. Думаю, многие родители, узнав о таких жестких правилах, вздохнули с облегчением.

Не стоит думать, что все участники этой программы наверняка потом уедут за границу. Наоборот. Рефлексия – обязательный этап программ AFS-Интеркультура, и вот как некоторые формулируют свое отношение: «Я теперь уверена, что, в какую точку мира я бы ни попала, через пару часов у меня там появятся друзья, мне будет легко и спокойно». «Я поняла главное: моя страна – это Россия. Да, я смогу приспособиться к любой стране, но жить хочу только здесь».


На парусах мечты

Праздник начался с посадки деревьев – в Кирове закладывалась «Аллея дружбы». В приветственном слове Александр Галицких рассказал о развивающемся в Кировской области волонтерском движении. С каким удовольствием ребята и взрослые сажали ели! Каждую с любовью погружали в лунку несколько пар рук: родные и приемные дети и родители, волонтеры, коллеги, друзья. Рядом ставили табличку с добрыми словами и обязательно фотографировались на память.

Потом все вместе пошли в театр, где плакали и смеялись, глядя на четыре молодые пары «Ассоль+Грей», мечтающие о любви, и одну пожилую пару… «Алые паруса» Грина тесно переплетались с парусами мечты сегодняшних девушек и юношей…

Не случайно праздник AFS проводился именно в Кирове. Дело не только в том, сколько сил и денег правительство этого региона отдает проекту: из Кировской области в течение последних трех лет ежегодно отправляются по 10 школьников за счет грантов губернатора. Главное, что там ведется последовательная работа по развитию межкультурной, понимающей многоликость детства системы образования.


Как войти в проект?

В этом проекте могут участвовать школы из любого региона России. Для начала советуем выйти на сайт www.afs.ru и посмотреть, есть ли в вашем регионе региональное отделение. Если есть, нужно обращаться в него. Если нет – в центральный офис. Посмотрите внимательно рубрику «проекты и конкурсы», в ней рассказывается о том, как можно получить стипендии для своих ребят.