Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Чаплыгина Нина

Раскол ценностей

Как ведет себя российское общество в ситуации выбора

Несмотря на разговоры о нарастающем усреднении и унификации в сфере образования, люди все чаще обсуждают свои образовательные предпочтения: выбор форм дошкольного и школьного образования, развивающих занятий, педагогов; обсуждают представления о правильных стратегиях воспитания. Но из чего они исходят?

Недавно российский экономист, зав­кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Александр Аузан прочитал лекцию об особенностях выбора в нашем обществе.
Почему мы выбираем так, как выбираем? Один из аспектов выбора – ценности. Дословно:

«Неформальные правила очень сильны. Даже доказав себе логически, что так – хорошо, человек может поступить наоборот, если ему важно мнение среды, в которой принято выбирать другое.

Ценности – это наш культурный капитал. Они сильно влияют и на успешность, а формируются в период ранней взрослости – от 18 до 25 лет. Социологи доказали, что ценности в процессе жизни человека могут меняться. А ценности общества – в процессе его развития. 
В современном российском обществе налицо раскол ценностей: есть и тяга к новым дорогам, есть и запретительные стратегии. Есть тенденция к увеличению радиуса доверия, к открытости, но сильно и правило заборов».
Ученый комментировал типично российскую ситуацию «английский дом за высоким забором»: как бы он ни был прекрасен, но снаружи – тюрьма или психбольница. 
И задавал провокационный вопрос: доминирующие в нашем обществе ценности подталкивают человека к чему – к самореализации или к выживанию?
…В том-то и дело, думалось мне, педагогу-слушателю, что люди в большинстве выбирают для своих детей что-то надежное, «как у нас было», «как положено». Уважают – по традиции – не положительные, а отрицательные стимулы к учению. И в наставнике для ребенка предпочитают видеть высушенную строгость, а не жизнерадостный ум. И все это под старую музыку «иначе ему не выжить».
Не пора ли сменить пластинку? Образование – не издержки. Это радостный труд.