КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Обреченные быть философами
Потребность в связности знания с неизбежностью приводит школу к науке наук
Зачем человеку философия? Заметьте, я не спрашиваю: можно ли
обойтись без философии как научной дисциплины? И так ясно, что можно.
Как, впрочем, и без биологии, литературы, астрономии, как обходятся
без знания иностранных языков или не испытывают дискомфорта в
освещенной комнате, не имея представления о природе электричества.
Между тем вопрос о необходимости философии задается уже больше 2500
лет...
Не было ни физики, ни химии, ни математики, а философия была. В этом,
вообще говоря, и ответ. Если существует, значит, необходима.
Философия начинается с удивления. Человек удивлялся огню,
звездам, растениям, животным, себе самому. Мир сотворен умно и красиво.
Но как? Зачем? Умом этого не охватить. Отчего мозг постоянно пребывает
в состоянии тревоги и как бы чешется?
Так появилась религия. Она соединила фрагменты наблюдаемого, остроумно
заполнив прореху нашего знания понятием Создатель. Это был козырь,
который, может быть, и не гарантировал выигрыша, но и побить его
невозможно. Иллюзия разумности и связности всего сущего действовала
вроде антидепрессанта, жажда веры утолялась одним большим глотком.
Однако не верой единой. Физический комфорт тоже кое-что значит. Нужен
свой огонь, еда, орудия охоты, жилище и прочее по списку.
Любознательность, знаете, не от праздности родилась. Чтобы что-нибудь
сделать, необходимо сначала понять и объяснить. В ходе эволюции
наиболее пассионарные двинули в науку.
Само собой, благодаря прогрессу появился и некоторый досуг. И тут стало
ясно, что первоначальные философские вопросы не только никуда не
делись, но все еще пребывают без ответа.
* * *
Философия, как утверждают сами философы, начинается не со
сложных, а с простых вопросов. И ответы на них в идеале должны быть
простыми. Чаще всего не получается. В подлинных философах (Кант,
например) это рождает не корпоративную гордыню, а отчаяние. И Гегель
твердил как заклинание: «Философия делает ясным то, что было смутным в
мифе».
В принципе это проблема всех наук, всякого познания вообще. И
физика, и химия, и астрономия, в сущности, задаются тоже простыми
вопросами, которые могут прийти в голову и ребенку, а отвечают на них
так, что мы за школьную жизнь постигаем кое-как только азы. Отличие,
однако, велико.
Результаты науки и техники просты в употреблении и
общедоступны. Результат философии (хотя истина и объективна)
постигается только индивидуальным путем, собственным мозговым и
духовным усилием. В этом ее сходство с религией и с любовью. Потому-то,
между прочим, мы все и обречены быть философами, сознаем мы это или
нет.
Говорят, что сегодня философия перестала отвечать на запросы
жизни, ушла в упорядочивание и оттачивание собственных профессиональных
проблем. От молчаливого вопрошания человека – помогите, дайте
определение, скажите самое существенное: кто мы? какие цели нашей
жизни? какие наши надежды, ожидания – она как бы отгородилась
берлинской стеной.
Так говорят сами философы, не мое дело вмешиваться в их спор.
Да не о том и речь.
Когда в прошлой статье я сказал, что философия едва ли не
главная среди школьных предметов, я меньше всего имел в виду научную
дисциплину. Хотя, на мой взгляд, совсем не худо было бы вернуть в школу
логику и ввести историю философии. Но главное, повторяю, не в этом.
Обобщать не имею права, скажу только о своих частных
наблюдениях. Они между тем включают не только собственный школьный
опыт, но и практику моих детей и внуков. Так вот, школа, как мне
кажется, из всех методик преподавания отдает явное предпочтение
индукции. То есть прокладывает путь от частного к общему. Что и
говорить, истоки этой процедуры освящены именами Сократа и Аристотеля.
Правда, и другой метод – дедукция (от лат. deductio – выведение,
переход от общего к частному) – тоже был намечен Аристотелем. Так что
договоримся сразу, что считаться авторитетами нет смысла. Но для
дедукции необходимы навыки логики, потому как она и обозначает собой
процесс логического вывода, то есть умозаключения. Предмета такого с
пятидесятых, кажется, годов в школе нет, а полагаться на
самодеятельную, житейскую логику опасно. Поэтому индукция.
Есть еще ведь и интуиция
(позднелат. intuitio – «созерцание»: чутье,
проницательность, непосредственное постижение истины без логического
обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем
опыте). Но тут, знаете, такой простор для волюнтаристского мышления и
субъективизма. Школе не годится. Особенно же контролирующим его
органам. Хотя за интуицией стоит свой авторитет – Декарт, отдававший
предпочтение интуиции, посредством которой, по его мнению, человеческий
разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция
доставляет ее лишь опосредованно, путем рассуждения. Так или иначе,
индукция, индукция и еще раз индукция!
* * *
Произвел этот теоретический экскурс и сразу понял, что попал
мимо собственной мысли. Потому что дело вовсе не в преимуществах
индукции или дедукции, которые, как заметил Энгельс, необходимо связаны
между собой как синтез и анализ. К тому же законы в физике и химии,
которые в нас вкладывает школа, никак нельзя отнести к разряду
частностей. Я же хочу говорить о дробности, формальности школьных
знаний.
Плохо, когда история и география не знакомы друг с другом,
когда развитие парусного судоходства и открытие Америки принадлежат
разным предметам, а движущие силы революции никак не связаны с ценой,
например, на хлеб и состоянием канализации.
Есть люди, в которых рано развиваются какой-то специальный
интерес и особенные способности. Десятый процент из них становится
Левшой, нобелевским лауреатом или совершает кругосветное путешествие на
папирусной лодке. Смешно, однако, полагать, что ради них и старается
образование. К тому же большинство самых способных из этой группы
пополняют в лучшем случае отряд решателей кроссвордов или участников
так называемых интеллектуальных ток-шоу. Эти ребята, кстати, лично меня
поражают при переполненности разнородными знаниями почти патологическим
отсутствием остроумия (от «острого ума»), скудостью речи и полным
неумением отвечать как на житейские, так и на общие вопросы.
Зато можно с определенностью сказать, что все исключительно
первоклассники, а также пенсионеры тянутся к связности знания, к
проблеску смысла и правила в сложных событиях, впечатлениях, предметах,
которыми жизнь хаотично осыпает их.
Но именно этим ведь и занимается философия – совокупность
учений об основах бытия и знания, в задачу которой входит установление
первых или основных истин, т.е. истин, служащих основоначалами или
принципами для прочих истин. Именно в этом смысле я и говорю, что
хороший учитель должен воспитывать в себе философский склад мышления.
Естествоиспытателя не волнует, имеют ли пространство, время и
то, что в них находится и совершается, реальность только опытную или
трансцендентную. А человека, самого простого, понятия не имеющего о
столь труднопроизносимом слове, представьте себе, волнует. Ему
интересно то, что выходит за пределы его опыта, и чем больше занимает
тайна, тем сильнее любознательность, любовь к знанию, которое вплотную
придвигает к этой тайне. Не это ли и имел в виду Соловейчик (вернусь к
цитате из прошлой статьи), когда говорил, чо «в школе надо представлять
детям мир как загадку»?
* * *
Непристальному взгляду может показаться, что автор тянет наше
образование в сторону умствования и абстракций, пытаясь отвлечь его от
изучения конкретных предметов, законов и явлений. Всё это, мол, в
лучшем случае прекраснодушие, в худшем – вредная завиральность. Ребенок
едва способен постичь начала арифметики и правописания, а вы ему
подсовываете философию. Ему надо поступать в институт или осваиваться
на производстве, то есть что-то знать и уметь, а не рассуждать о
золотом сечении и нравственном законе внутри нас. Не говоря уже о том,
что у большинства учеников нет к этому ни наклонностей, ни
способностей.
Ничуть не бывало. Я говорю о вещах, требующих от учителя
усилия, которое стократно вознаградится вовлеченностью учеников. Говорю
о вещах простых, давно осознанных многими науками и ждущих только
использования их в процессе обучения.
Два примера. «Железный занавес» долго скрывал от нас
направление в искусствознании под названием «иконология». В отличие от
описательной и классифицирующей иконографии, иконология пыталась
выявить исторически обусловленный смысл произведения как особого рода
значимую целостность. Создавался как бы семантический «двойник» с
привлечением данных археологии, этнографии, социальной и индивидуальной
психологии, социологии и пр. Произведение становилось частью широкого
контекста, который включал в себя исторические реалии, бытовую культуру
и переживания частного человека. И вот парадокс: широко раскинутая сеть
позволяла выудить вместе типическое и индивидуальное, впечатление и
закон. Тема, образ, композиция, которые так мучают нас в школе своей
отдельной от нас специальной значимостью, возвращались в жизнь,
становились ее частью, ее проявлением, каковым и были в момент
создания.
Сходный поворот (его называют историко-антропологическим)
произошел в науке исторической. Он носит название «история
повседневности». И здесь тот же парадокс. В центре внимания истории
повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет
для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира»,
комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных
социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
История повседневности предлагает отказаться от восприятия мира как
«пред-данного» и сосредоточиться на анализе складывания и
обуславливания этой кажущейся «пред-данности», то есть мира
человеческой непосредственности – стремлений, фантазирования, сомнений,
реакций на непосредственные частные события, сделав научной задачей
«исследование природы пред-данности».
И тут тот же парадокс. Рассматривая отдельные впечатления и
переживания людей (в условиях истории, конечно) ученые стали приходить
к обнаружению одного меняющегося набора взаимосвязей, постижению жизни
в ее взаимосвязи, истории – в ее целостности. Антропологический
принцип, то есть человеческий. Я стал частью искусства и жизни, а оно –
частью меня.
Одно дело начать урок словами: «Запишите тему». Другое:
«Мужики сотни лет думали, думали, а Ньютон сообразил».