КОГДА ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ
Витковский Анатолий, Аникина Марина, Скретнева Тамара
Созвездие школьных праздников, или Зачем с небес спускаются колокольчики?
Что значат в жизни ребенка дни, когда прерывается обыденное течение времени
Праздник в буквальном смысле означает «не будни». Это то, что
позволяет разомкнуть круг обыденности, получить заряд положительных
эмоций. И то, что при грамотном подходе к организации праздничного
действа может стать особым, мощным «механизмом» развития детей. Что
важно учитывать педагогам в подготовке и проведении праздников?
В преддверии первого сентября мы попросили рассказать об этом доцента
кафедры психологии развития Сибирского федерального университета (СФУ)
Марину АНИКИНУ и методиста гимназии «Универс», заслуженного учителя РФ
Тамару СКРЕТНЕВУ.
Марина Аникина.
Праздник – это время, когда ребенок может обнаружить и в
полной мере осознать свои ресурсы и возможности (повседневность часто
не позволяет человеку почувствовать самого себя). В результате
расширяется самосознание, достраивается личность ребенка.
Обращение к собственным ресурсам может происходить практически
на любом празднике, но – по-разному. В зависимости от того, каким
образом ребенок участвует в этом процессе, мы выделяем три типа
праздников: праздник-инициация, праздник-детерминация и праздник-акция.
Суть праздника-инициации в том, что ребенок обнаруживает новый
социальный статус, совершая переход к иному этапу своей жизни,
открывает у себя новые возможности и предъявляет их другим, доказывая
свою готовность к новой социальной роли. Поэтому праздник-инициация
всегда сопряжен с испытаниями, преодолениями и переживаниями
собственного могущества.
1 сентября – типичный пример праздника-инициации. В одно
время по всей стране празднично одетые мальчики и девочки идут в школу
с букетами цветов, и по этим несложным атрибутам встречные люди узнают
в них первоклассников. Этот первый поход в школу и пребывание на первой
линейке само по себе является для ребенка испытанием. Отметьте, сколько
трудностей ему приходится преодолевать: надо донести букет, удержать
его во время торжества и передать цветы не кому другому, а своей
учительнице. Вот как описывает переживания ребенка детский писатель
Михаил Яснов:
Я за тетей-ученицей
Не спеша иду во след
И боюсь пошевелиться,
Чтоб не выронить букет,
Ведь теперь не хныкнешь маме,
Что споткнулся, что устал, –
Мой букет двумя руками удержать бы…
Известно, что многие родители очень трепетно относятся к
составлению букета. Одни это делают потому, что им важно, что о ребенке
подумают окружающие, а другие – специально идут в поле, чтобы собрать
лютиков или ромашек и подчеркнуть индивидуальность ребенка.
В любом случае происходит определенная идентификация ребенка со своим
букетом, и, даря букет учительнице, ребенок как бы доверяет ей часть
себя. В то же время момент дарения – это момент причастности к
празднику, причастности к новой школьной жизни. И ребенку важно, как
учительница примет его букет: обрадуется – не обрадуется, поставит – не
поставит в вазу, унесет домой или нет. Если же букет будет просто
брошен на стол в общую кучу, то для ребенка это может стать поводом к
травмирующим переживаниям.
В каждом празднике есть много подобных нюансов, которые педагогам надо
знать и учитывать.
– А как сделать этот праздник настоящим событием для ребенка?
Тамара Скретнева.
Прежде всего надо отметить, что мы различаем событие эмоциональное,
когда ребята получают эмоциональный заряд, и событие ритуальное, когда
дети совершают осмысленный переход на некую новую ступеньку жизни.
На празднике Первое сентября должно быть и то и другое: и особая
эмоциональная атмосфера, и открытие перспективы на будущее. Все это
должно учитываться при составлении сценария и в процессе подготовки
праздника.
Например, в нашей гимназии 1 сентября – это «Праздник встречи
первоклассников». Одно из главных событий – встреча первоклассников с
будущими выпускниками, которую мы называем встречей посредников между
детством и школой. Эта встреча важна для самочувствия и личного роста
всех ее участников. Для первоклассника старшеклассник становится как бы
идеальным образом большого человека, своеобразным маяком: «Вот когда я
окончу школу, я тоже буду таким же большим, красивым и умным…».
Первоклассник также выступает в роли посредника, который как бы
связывает выпускника с прошлым периодом жизни: «Теперь я большой, а
когда-то был таким же маленьким.» Но чтобы их встреча случилась, ее
надо специально готовить…
– Все же во время такого
праздника дети переживают не только радостные чувства. Они могут
испытывать и тревогу, особенно, если родители «пугали» их школой: «Вот
пойдешь в школу, узнаешь!..» Что можно сделать, чтобы уменьшить
возможные страхи и тревожность?
М.А.
Для этого при подготовке праздника каждый шаг должен быть хорошо
продуман. Что, например, могут сделать одиннадцатиклассники для снятия
тревожности? Они могут подготовить какие-то интересные загадки, игры,
рассказать о том, что переживали, когда сами были в возрасте
первоклассника: «А вот я, когда была маленькая на таком же празднике, я
стояла вот у этого окна. Давай подойдем сюда и будем ждать остальных…».
Особое внимание следует обратить на наиболее эмоционально значимые для
детей моменты. Например, наши опросы показывают, что очень многие
ребята хотят позвонить в колокольчик, который дает первый звонок на
урок. Но звонит кто-то один, а другие ребята даже с течением времени
продолжают сожалеть о том, что им не довелось этого сделать.
Что мы придумали? Под самым потолком высокого спортивного зала, где
проходит праздничное шоу, на прозрачных нитях подвесили маленькие,
незаметные для сидящих внизу гостей колокольчики (в количестве по числу
первоклассников). И вот незадолго до первого звонка на урок, под
красивую мелодию популярной композиции группы Спейс «Полет», эти
колокольчики как бы спускаются с неба к детям. Каждый первоклассник
получает свой колокольчик и звонит у себя над ушком: если колокольчик
звенит, значит ребенок к школе готов. И у каждого, естественно, звенит
(об этом должны заранее позаботиться организаторы).
Т.С. У этого
события есть свои последействия. Например, мы узнали о том, что ребенок
берет в руки свой колокольчик и звонит в него перед тем как начать
делать уроки. Это для него такой момент самопроизвольности. Некоторые
ребята по дороге в школу специально подпрыгивают, чтобы услышать звон
колокольчика в портфеле и убедиться, что взяли его с собой. Таким
образом, праздничная атмосфера не исчезает с окончанием праздника, она
остается в душе ребенка, освещая его дальнейшую жизнь.
– Расскажите о втором типе
праздника – празднике-детерминации.
М.А.
На празднике-детерминации ребенок определяет приращения в развитии
относительно себя прежнего. Если инициация – это уникальное событие,
которое у каждого бывает раз в жизни, то детерминация может повторяться
из года в год. Детерминацией могут стать любые повторяющиеся праздники:
День рождения школы, 23 февраля, 8 Марта, Новый год…
– А чем от этих праздников
отличается праздник-акция?
М.А.
Дело в том, что праздник-инициация предполагает, что дети пассивны при
подготовке праздника, но проявляют активность во время праздничного
действа.
Для праздника-детерминации важно, чтобы в процессе празднования дети,
напротив, были физически пассивными (необходимость совершать те или
иные действия мешает ребенку задуматься о себе, осознать то, как он
изменился, какие приращения у него произошли). А праздник-акция – это
когда дети активно участвуют и в подготовке, и в проведении праздника.
Например, готовясь к Дню птиц, ребята мастерят скворечники, чтобы затем
выйти с ними на улицу и развесить их…
Конечно, всякая типология праздников носит условный характер. В каждом
празднике могут быть элементы инициации, детерминации и акции. Но важно
понимать, на что делаются основные акценты. При проведении
праздника-акции главное – подтверждение собственных возможностей:
ребята учатся обращаться к своим ресурсам с тем, чтобы использовать их
при решении конкретных задач.
Один из главных вопросов, который уместно поставить при подготовке
праздника-акции: что мы можем сделать, чтобы праздник состоялся? Кто-то
говорит, что может стихотворение прочитать, кто-то решает попробовать
вести концерт. А в конце праздника ребята могут провести самооценку
своих возможностей: «В принципе я была хорошей ведущей, но только очень
тихо говорила, и, значит, мне надо еще немного потренироваться.»
– Получается, один и тот же
праздник может играть разную роль в жизни разных детей. Для одних это
инициация, для других – детерминация, для третьих – акция…
М.А.
Да, например, на Празднике встречи первоклассников у нас есть мотив
путешествия в Страну знаний, когда на палубу бригантины с алыми
парусами выходит юнга, который затем проводит испытания для
первоклассников. Так вот для юнги – это праздник-детерминация. Юнга не
обретает новый социальный статус, а предъявляет свой статус другим. Он
выходит на сцену в статусе четвероклассника, который уже много чего
умеет: считать, писать, танцевать, вести праздничное шоу…
– Что еще важно принимать во
внимание при планировании проведения праздников в школе?
М.А. Во-первых,
в школе должны проводиться праздники всех трех типов. Школьная жизнь,
начинаясь праздником-инициацией, обязательно должна включать в себя
праздники-детерминации и праздники-акции. Но при этом праздничные
действа не должны быть эклектичными, праздников не должно быть слишком
много.
При подготовке праздничного действа важно понимать, какое влияние это
конкретное событие может оказать на развитие ребенка. Скажем,
особенность праздников-акций состоит в том, что такие праздники по сути
делаются одними детьми для других. И в этом их огромный образовательный
потенциал, который можно использовать для воспитания ответственности,
эмпатии, развития аналитических и других способностей. А по завершении
праздника с помощью специальных диагностических методик, например, по
детским рисункам или сочинениям, можно понять, насколько эмоционально
значимым для детей было праздничное действо.
P.S. В
настоящее время сотрудниками кафедры психологии развития СФУ создается
специальный сайт, который позволит педагогам и воспитателям
обмениваться опытом организации праздников. Планируется, что сайт
откроется в начале будущего года на сервере университета www.sfu-kras.ru.