ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Особенные дети: диагностируем ситуацию
Специалисты не могут скоординироваться, родители ищут типовые решения
Этим летом прошло несколько крупных мероприятий, посвященных
современному детству, и как никогда много внимания уделили «особенным».
О наличной ситуации и хочется рассказать.
Численность детей, имеющих проблемы развития, неизбежно
растет. Это правда: у нас много отличных специалистов – логопедов,
педагогов, психологов, дефектологов, психиатров. Но когда речь заходит
о ситуации конкретного ребенка, собственные профессиональные качества
специалистов теряют силу: у нас каждый – приверженец «своей»,
«единственно правильной» системы. Это большая проблема – отсутствие
координации в работе специалистов. Кто этим должен заниматься?
По идее и так в цивилизованных странах мира координирующим центром
выступают родители. Они ищут и находят, объединяют, организуют. Однако
наши родители все еще не готовы принимать своих детей такими, какие они
есть. И вместо того, чтобы раз за разом искать оптимальный подход,
довольствуются типичными решениями.
Например, надеются «подстелить соломки»: мол, если ребенок будет
заранее знать ответы на вопросы, он проскочит, никто и не заметит. И
вот дети вместо того, чтобы развиваться, по 10 раз пересказывают одно и
то же, перерешивают, в общем, мучаются под контролем родителей.
Получается плохо, родители раздражаются, и конечно, собранности,
смелости, самостоятельности это ребенку не прибавляет – разве
неуверенности в себе. А родители, хоть и не сидят сложа руки, настоящей
помощи не дают.
Вот дельные советы специалистов родителям, чьи дети имеют реальный, а
не мнимый диагноз:
«Важно, чтобы вы хотя бы какое-то время были предоставлены не
ребенку, а самим себе; чтобы мама и папа отвлекались от проблемы
ребенка, общались между собой, а не так, когда мать больного ребенка
несет его как крест»...
«Наладьте правильные отношения с внешней средой,
родственниками, друзьями – все должны быть проинформированы о
возможностях и ограничениях ребенка, чтобы полноценно вам помогать»…
«Трудно, почти невозможно в одиночку выбрать оптимальный
вариант для обучения и развития ребенка – больше обсуждайте,
консультируйтесь».
Суть одна: будьте гибкими и внимательными. Кто бы спорил:
такой взрослый, незацикленный, открытый, коммуникабельный, не помешает
любому ребенку, потому что каждый мальчик, каждая девочка – особенные.
А что без вариантов – так это две составляющие нормального
психического развития: спокойствие родителей и уверенность ребенка в
себе.