Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Коротеева Мария

Особенные дети: диагностируем ситуацию

Специалисты не могут скоординироваться, родители ищут типовые решения

Этим летом прошло несколько крупных мероприятий, посвященных современному детству, и как никогда много внимания уделили «особенным». О наличной ситуации и хочется рассказать.

Численность детей, имеющих проблемы развития, неизбежно растет. Это правда: у нас много отличных специалистов – логопедов, педагогов, психологов, дефектологов, психиатров. Но когда речь заходит о ситуации конкретного ребенка, собственные профессиональные качества специалистов теряют силу: у нас каждый – приверженец «своей», «единственно правильной» системы. Это большая проблема – отсутствие координации в работе специалистов. Кто этим должен заниматься?
По идее и так в цивилизованных странах мира координирующим центром выступают родители. Они ищут и находят, объединяют, организуют. Однако наши родители все еще не готовы принимать своих детей такими, какие они есть. И вместо того, чтобы раз за разом искать оптимальный подход, довольствуются типичными решениями.
Например, надеются «подстелить соломки»: мол, если ребенок будет заранее знать ответы на вопросы, он проскочит, никто и не заметит. И вот дети вместо того, чтобы развиваться, по 10 раз пересказывают одно и то же, перерешивают, в общем, мучаются под контролем родителей. Получается плохо, родители раздражаются, и конечно, собранности, смелости, самостоятельности это ребенку не прибавляет – разве неуверенности в себе. А родители, хоть и не сидят сложа руки, настоящей помощи не дают.
Вот дельные советы специалистов родителям, чьи дети имеют реальный, а не мнимый диагноз:

«Важно, чтобы вы хотя бы какое-то время были предоставлены не ребенку, а самим себе; чтобы мама и папа отвлекались от проблемы ребенка, общались между собой, а не так, когда мать больного ребенка несет его как крест»...

«Наладьте правильные отношения с внешней средой, родственниками, друзьями – все должны быть проинформированы о возможностях и ограничениях ребенка, чтобы полноценно вам помогать»…

«Трудно, почти невозможно в одиночку выбрать оптимальный вариант для обучения и развития ребенка – больше обсуждайте, консультируйтесь».

Суть одна: будьте гибкими и внимательными. Кто бы спорил: такой взрослый, незацикленный, открытый, коммуникабельный, не помешает любому ребенку, потому что каждый мальчик, каждая девочка – особенные.

А что без вариантов – так это две составляющие нормального психического развития: спокойствие родителей и уверенность ребенка в себе.