Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Чканикова Александра

Яркие идеи для яркого детства

Каким может быть современное пространство дополнительного образования

С воспитательно-досуговой деятельностью беда – клубы и кружки закрываются, специалисты допобразования из школы выдавливаются... Этот довольно мрачный фон периодически озаряется яркими вспышками амбициозных проектов больших праздников дополнительного образования. Совершенно бесплатных. Их организуют люди, небезразличные к тому, какое поколение у нас подрастет. Сходить – и хоть что-то перехватить, перенять для создания творческой среды вокруг себя. 

Знаки детского праздника

В парке Горького 18 августа прошел фестиваль «Яркие люди», организованный Московским кредитным банком (МКБ). Фактически – смотр московского дополнительного образования. При большом скоплении народа работали 50 студий на разный вкус, на разный возраст: руками трогать, головой думать.
Все черты истинно свободного образования налицо: можно выбрать, попробовать, увлечься – или отойти, чем-то другим заинтересоваться. Смысл в том, чтобы занятие понравилось, тогда и самоотдача включается.
Да, родители здесь ходили за детьми. И вот что еще удалось заметить.
Во-первых, ни одного не важного гостя. Каждый ребенок был встречен как вип-персона: дождь из конфетти, обворожительные улыбки, горы воздушных шаров. Когда ребенок чувствует, что уличный артист подмигивает именно ему, что ему и никому больше адресован воздушный поцелуй венецианской красавицы на ходулях – праздник уже наступил. Во встречающих недостатка не было: тут тебе и жар-птица, и Пьеро, и восковые мимы, и танцоры, одетые как будто в бутылочное стекло. Главное – никто не стоит на месте. Карнавал – это шествие, и вы тоже пришли бродить, плясать, ощущать ритм толпы, наслаждаться биением жизни.
Во-вторых, никакого расписания. Настоящий карнавал не предусматривает четкого графика мероприятий, это стихийное действо. На каждый мастер-класс, в каждый шатер тебя зовут прямо сейчас, а не к назначенному часу. Отдельного внимания заслуживает то, как зовут. Симпатичная девушка присаживается перед двухлеткой на одно колено:

– Хочешь сегодня побыть танцором?

И если девочка согласна, на нее наденут пачку, с ней будет возиться очаровательная балерина, для нее будут подбирать стиль танца.
В-третьих, музыка. Среди монотонного гула голосов лучше всего слышно хорошую живую музыку. Например, камерный детский спектакль «Очень умный жираф» каким-то чудом заглушил все стуки из динамиков – а всего-то играл аккордеон. Его живое журчание мгновенно собрало детей вокруг сцены размером с автобусную остановку, на которой возник маленький Париж. И мы уже там.
Никакие не «детские песенки». Молодой озорной коллектив музыкантов и художников «DA EXIT» собирал детей, и джаз, и этнические напевы, и хриплые трубы, и оглушающие барабаны – приплясывали везде, где звучала живая музыка.
В-четвертых, иносказание. С одной стороны, очаровывало все настоящее, но как отнестись к красочному плакату «Кто хочет полетать?»…

– Как у вас тут летают? Батут, воздушный шар, пушечное ядро? – спрашиваем.

– Ну нет, все гораздо интереснее. Вот зонтик, вот фотоаппарат. Вы опираетесь на зонтик, подпрыгиваете как можно выше, а мы фотографируем. Вы полетите через пять минут. На экране!

Это мультистудия, и здесь на глазах у детей создаются анимационные миниатюры. В них и полетать, и поплавать можно. Так что узнав, что полет ненастоящий, никто все равно не был разочарован.

В-пятых, увлеченность. Если хозяин шатра с одухотворенным и напряженным лицом выпиливает самолетик, то к нему хочет подсесть даже самый привередливый малыш. Так что нормально: взрослые в хорошем настроении наряжают фетровыми игрушками поролоновую пальму, а вокруг них собирается «целевая группа»: а что здесь будет, а можно?
В том и заключалось главное чудо мастер-классов: можно просто смотреть, как увлеченно и умело работают люди, – и мотать на ус (на ус мотали преимущественно взрослые; фотографировали: «Это я для детского садика»).

Как не погибла Картония

То же рукоделие. Уж столько всего нынче предлагается детям в мастерских и студиях, что вроде больше некуда. Но вот картон. В нем подкупает прежде всего простота и доступность. Когда три основные сцены еще разогревались, на лужайке неподалеку уже паслось целое картонное стадо свинок. Собрать свинку из шести деталей за пять минут мог и дошкольник, а сколько радости! Ты еще целый день будешь скакать, прыгать, щупать, танцевать, учиться, а свинка с намалеванным на боку твоим именем так и простоит, прождет тебя до вечера под деревом. Но что свинка – из картона на этом празднике чего только не было. Корабли, акулы, маски, автомобили, дворцы, хижины, миниатюрная кухня с аппетитными картонными пирожными… Да и сами палатки!
С утра возле шатра с призывной надписью «Почувствуй себя креветкой» толпилась детвора. К полудню у каждого была в руках либо гигантская картонная рыба, либо ярко раскрашенная маска метр на метр. И когда на землю хлынул проливной дождь, родители спасали детей и имущество, а дети – своих картонных акул и омаров. Так вот бывает на детском празднике: рыбы воды боятся и акулы, вместо того чтобы кусаться, размокают и добреют.

– Брось ее, она же акула, вредная, – говорит одна девочка другой, спасаясь от дождя в беседке.

– Не могу, хоть и акула, а все равно ее жалко, – возражает хозяйка зубастого картонного шедевра.

Жаль, что судьба гигантского лабиринта из коробок нам так и не известна. Это величественное сооружение насчитывало больше сотни окон, и единовременно там терялись десятки малышей и две-три отчаянные мамы.

Истина никогда не на плоскости

Она всегда в 3D. Из многих плоских полукругов получается сфера – такие вот были там дневные фонарики. Из многих событий дня – незабываемое приключение. Даже ливню не смыть.
Несмываемым оказался и рисунок немецкого художника Эдгара Мюллера на асфальте: огромный дракон с поджатыми крыльями. Перед ним стоит круглая линза, через которую можно увидеть дополнительную реальность: асфальт будто проваливается вниз, а дракон парит. Это 3D-граффити. Рисовал эту живую картину художник 14 часов без отдыха, и это было непросто: надо, чтобы все линии сходились к центру, к линзе.
Зачем, собственно? Не только для «ах!». Это некое сообщение художника детям: «Я хочу призвать к переосмыслению каждо­дневного восприятия окружающего»
Мир не плоский. Счастье не в потреблении. Пассивные люди никогда не бывают веселыми.
Для того на фестиваль и были приглашены хедлайнеры (признанные мастера). Помимо Эдгара Мюллера – испанская группа «Puja», известный во всем мире цирковой коллектив с шоу Ko@smos. Где-то в вышине на вращающемся шаре артисты… исполняли балет, а оперная певица Паула Ногейра пела вживую.
Еще воздушные гимнасты из Австралии: на длинных гибких шестах они раскачивались из стороны в сторону и парили на светящихся шарах. Ух!
Но это вечером. А днем – много-много настоящего московского цирка. Почему дети обожают цирк? Стоят на площади перед сценой и пытаются следовать телом за движениями гимнастов и циркачей, приплясывают, хлопают и рвутся на сцену пробовать, когда их зовут.
Пробовать все, участвовать во всем, что притягательно и красиво, – ребенок тянется, растет, и надо, чтобы ему было куда расти. Нужны объемы, пространства, а не заорганизованные мероприятия для галочки.
…Так что формула успеха праздника, который нам подарили, не такая уж сложная: щедрые материальные вложения, талантливые, настроенные на детей взрослые плюс лучшие зрелищные номера со всего мира. А вот как все это сделать доступным для всех наших детей каждый день – загадка.
Ведь общество уже не может обойтись горсткой творчески одаренных людей, потенциал каждого должен быть реализован. И получается, «дополнительное» и есть главное образование. Человек находит себя, свой интерес, мечту – и если не будущую профессию, то уж здоровые досуговые предпочтения точно формирует.
Так и хочется воскликнуть: ну что же у нас все так убого в части массового дополнительного образования! Что-то надо делать хотя бы в пределах личной досягаемости.