Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

К.А.Демина
Дети и деньги
СПб.: Питер, 2010


Автор – семейный психолог-кон­сультант, по первому образованию учитель, мама троих детей, сама выросшая в многодетной семье и прошедшая через все перипетии нашего перехода от перезрелого социализма к недоразвитому капитализму, работавшая в Англии с новоиспеченными «русскими женами». Одним словом, проблемы семьи, относящиеся к сфере, обозначенной в заглавии, она изу­чила на собственном опыте.
Все родители знают, что список трудных вопросов не исчерпывается озабоченностью родителей, давать ли ребенку карманные деньги и в каком количестве. Мы задумываемся о том, с какого возраста ребенок должен понимать, что за игрушки, развлечения и удовольствия нужно платить. Выкраивая из семейного бюджета немалую сумму на кружки, спортивные секции, модную одежду, гаджеты, репетиторов, мы волей-неволей расставляем приоритеты.
Для того чтобы понять, как деньги влияют на внутрисемейное взаимодействие, нужно проследить, как менялось отношение к ним на протяжении жизни нескольких поколений. Советские бабушки-дедушки воспитывались с убеждением, что эгоистом быть плохо. Родители-шестидесятники были романтиками, в том числе и в экономической сфере. Их дети и есть родители современных детей. И зачастую они «отыгрывают» свои представления о детских материальных потребностях. Например, покупают своему ребенку игрушки, о которых мечтали в детстве. Еще один «финансово-педагогический» соблазн – начать платить за выполнение домашних заданий и хорошую учебу. Автор рассматривает разные последствия такой тактики. Несколько глав посвящено таким болезненным вопросам, как детское воровство, подростковое желание иметь престижные, модные вещи, разделение материальных затрат при совместном проживании с выросшими детьми.


Е.К.Лютова, Г.Б.Монина
Шпаргалка для родителей
СПб.: Речь, 2010

Мало кто из родителей и педагогов откажется в трудной ситуации от советов детского психолога, а уж тем более когда речь идет о воспитании гиперактивных, агрессивных или аутичных детей. Взрослые, ежедневно сталкивающиеся с такими детьми, часто чувствуют свою педагогическую некомпетентность. Именно к ним обращаются авторы.
Все главы структурированы одинаково. Сначала идет разъяснение, что такое гиперактивность (агрессивность, тревожность, аутизм). Потом дается портрет ребенка с соответствующей особенностью. Описания очень живые и узнаваемые. Гиперактивные, например, «очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны». Тревожные «чувствуют себя беспомощными... иногда боятся не самого события, а его предчувствия». Чтобы взрослый мог полагаться не только на свои наблюдения и суждения, приведены критерии для оценки уровня тревожности, агрессивности, гиперактивности.
Но самое главное – как помочь тому или иному ребенку, как смягчить проявления его натуры. Авторы приводят примеры эффективной помощи, но поскольку каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в соответствующих разделах сформулированы общие принципы, собраны игры и упражнения, используя которые взрослые смогут выстроить свою линию взаимодействия и поддержки ребенка.
Последняя, пятая, глава иллюстрирована рисунками детей. Их анализ – это еще один очень доступный метод диагностики. По ним можно судить об эмоциональном состоянии маленького художника, о его страхах и переживаниях. Авторы предлагают несколько советов по интерпретации рисунков, сделанных детьми с особенностями поведения.