О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
К.А.Демина
Дети и деньги
СПб.: Питер, 2010
Автор – семейный психолог-консультант, по первому образованию учитель,
мама троих детей, сама выросшая в многодетной семье и прошедшая через
все перипетии нашего перехода от перезрелого социализма к недоразвитому
капитализму, работавшая в Англии с новоиспеченными «русскими женами».
Одним словом, проблемы семьи, относящиеся к сфере, обозначенной в
заглавии, она изучила на собственном опыте.
Все родители знают, что список трудных вопросов не исчерпывается
озабоченностью родителей, давать ли ребенку карманные деньги и в каком
количестве. Мы задумываемся о том, с какого возраста ребенок должен
понимать, что за игрушки, развлечения и удовольствия нужно платить.
Выкраивая из семейного бюджета немалую сумму на кружки, спортивные
секции, модную одежду, гаджеты, репетиторов, мы волей-неволей
расставляем приоритеты.
Для того чтобы понять, как деньги влияют на внутрисемейное
взаимодействие, нужно проследить, как менялось отношение к ним на
протяжении жизни нескольких поколений. Советские бабушки-дедушки
воспитывались с убеждением, что эгоистом быть плохо.
Родители-шестидесятники были романтиками, в том числе и в экономической
сфере. Их дети и есть родители современных детей. И зачастую они
«отыгрывают» свои представления о детских материальных потребностях.
Например, покупают своему ребенку игрушки, о которых мечтали в детстве.
Еще один «финансово-педагогический» соблазн – начать платить за
выполнение домашних заданий и хорошую учебу. Автор рассматривает разные
последствия такой тактики. Несколько глав посвящено таким болезненным
вопросам, как детское воровство, подростковое желание иметь престижные,
модные вещи, разделение материальных затрат при совместном проживании с
выросшими детьми.
Е.К.Лютова, Г.Б.Монина
Шпаргалка для родителей
СПб.: Речь, 2010
Мало кто из родителей и педагогов откажется в трудной ситуации
от советов детского психолога, а уж тем более когда речь идет о
воспитании гиперактивных, агрессивных или аутичных детей. Взрослые,
ежедневно сталкивающиеся с такими детьми, часто чувствуют свою
педагогическую некомпетентность. Именно к ним обращаются авторы.
Все главы структурированы одинаково. Сначала идет разъяснение, что
такое гиперактивность (агрессивность, тревожность, аутизм). Потом
дается портрет ребенка с соответствующей особенностью. Описания очень
живые и узнаваемые. Гиперактивные, например, «очень подвижны,
вспыльчивы, раздражительны и безответственны». Тревожные «чувствуют
себя беспомощными... иногда боятся не самого события, а его
предчувствия». Чтобы взрослый мог полагаться не только на свои
наблюдения и суждения, приведены критерии для оценки уровня
тревожности, агрессивности, гиперактивности.
Но самое главное – как помочь тому или иному ребенку, как смягчить
проявления его натуры. Авторы приводят примеры эффективной помощи, но
поскольку каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в
соответствующих разделах сформулированы общие принципы, собраны игры и
упражнения, используя которые взрослые смогут выстроить свою линию
взаимодействия и поддержки ребенка.
Последняя, пятая, глава иллюстрирована рисунками детей. Их анализ – это
еще один очень доступный метод диагностики. По ним можно судить об
эмоциональном состоянии маленького художника, о его страхах и
переживаниях. Авторы предлагают несколько советов по интерпретации
рисунков, сделанных детьми с особенностями поведения.