Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий

Образ ученика: взгляд из-за учительского стола

Как возникают типажи и стереотипы

Понятно, что отношение детей к?учителю имеет большое значение для?образовательного процесса, но?не менее важно и то, как учителя воспринимают учеников.


Оказывается, в сознании педагогов существуют вполне определенные, типичные образы, отражающие представления учителей о гипотетических, «абстрактных» детях. Эталонными ориентирами для этих образов служат такие понятия, как «обычный ребенок», «хороший ребенок», «плохой ребенок». И что интересно: чем больше типовых характеристик «на все случаи жизни» включают в себя представления педагогов, тем труднее учителя воспринимают конкретных учеников.
 В этом случае при описании интеллектуальных особенностей учеников учителя пользуются только самыми общими характеристиками: «способный – неспособный», «умный – глупый», «сообразительный – несообразительный», не выделяя различных сторон интеллектуальной активности, характеристики качеств ума, описывающих познавательную стратегию. На первый план в оценке ученика вы­ходят не конкретные факты и их психологические причины, а собст­венные впечатления от черт характера и поведения ученик
Особую роль в формировании образа ребенка играет впечат­ление, сложившееся о нем при первых встречах. Первоначальное пред­ставление формируется по механизму «ореола». То есть производится неосознаваемый фрагментарный оце­ночный анализ выражения лица, позы, жестикуляции, особенностей одеж­ды, манеры поведения. Оценка происходит по трем параметрам: превосходства, привлекатель­ности, отношения к нам
Интересно, что фактор превосходства фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим параметрам.
В отношени­ях педагогов к детям влияние этого фактора бывает весьма мощным. В результате быстро формируются стереотипы, которые нередко проявляются даже в таких вещах, как переоценка заведомо слабых ответов «отличников» или «послушных» и недооцен­ка неожиданно сильных ответов «двоечников» или «трудных». Внут­ренним оправданием для таких оценок служат обоснования по типу: «это он немного переутомился» или «это он наверняка списал».
«Эффект ореола» срабатывает и при действии фактора привлекательности.
Выявилось, что «при­влекательным» детям, при прочих равных условиях, учителя приписы­вают более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников. Существенное влияние ока­зывает и то, насколько ребенок склонен соглашаться с суждениями педагогов.
«Эффект ореола» в немалой степени влияет на развитие учащихся. По экспериментальным данным, в 39% из 448 опубликованных экспериментов ожидания учителей повлияли на успехи учащихся. Исследователи отмечают, что преподаватели чаще улыбаются и кивают «ученикам с более высоким потенциалом». Выбран­ной наугад десятисекундной видеозаписи учительского взгляда хватает для того, чтобы и дети, и взрослые зрители фрагмента точно определили, какой перед ними ученик, плохой или хороший, и нравится ли он препо­давателю. По данным западных исследователей, учителя могут также больше заниматься со своими «одаренными» учениками: ставить перед ними более высокие цели, чаще вызывать их к доске и предоставлять им больше времени на ответ.

PS

Более подробно результаты исследования представлены в книге В.Ситникова «Образ ребенка (в сознании детей и взрослых)».